воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Блоговедение, часть 2-я.


Вдохновившись дискуссией предыдущего поста, я решила свети воедино разрозненные мысли по библиотечному блоггерству, которые до этого момента существовали сами по себе только в моей голове. В прошлый раз я попыталась обобщить конкретный опыт ведения библиотечного блога для читателей. Сейчас я хочу поделиться тем, что вынесла для себя из блоггерской деятельности в качестве уроков на будущее. Буду всё так же рада дискуссии, встречным тезисам и замечаниям и т.п.



1)      С самого начала необходимо понять, кого вы видите читателями своего блога. Если профессиональный круг общения – это одно дело, если читателей, пользователей и случайных посетителей (которые являются потенциальными пользователями!) – тогда другое дело. (UPD. Выяснилось, что я не точно раскрыла мысль. Уточнение см. в комментариях.)
2)      Далее нужно исследовать хотя бы приблизительно интересы своей аудитории, её социальные связи, возраст. Сопоставить эту картину с «профилями» сетевых территорий. Проще говоря, понять, где больше подростков, где – студентов и молодёжи, где – взрослых и т.п. В зависимости от этого выбрать место размещения блога или страницы. В дальнейшем следить за тем, как аудитория будет меняться (а меняться она, наверняка, будет).

Лирическое отступление***  Возвращаюсь к примеру нашего блога. Из него полностью исключена информация, которая будет непонятной непрофессионалу. Т.е. в других блогах для читателей, которые я до сего момента видела, в любом случае, кроме анонсов мероприятий и прочего, что будет интересно среднестатистическому читателю, обязательно найдётся и более широкая информация: что-нибудь про профессиональный конкурс, отчёт о конференции и т.п. Нужно ли это читателю библиотеки? Мне кажется, что не очень (читателю детской библиотеки – наверняка нет!), хотя я могу ошибаться. Читателю скорее будет интересно что-то из истории библиотеки, что-то из её архивов, рассказ о том, как и что читали люди 10, 20, 30… лет назад. Возможно, это не самый важный нюанс в деле библиотечного блога, но задуматься тут точно есть над чем. Сейчас у людей переизбыток информации. Уж чего-чего, а её хватает. Нет денег, продуктов, времени, а вот информации – хоть отбавляй. В таких условиях надо очень хорошо улавливать, что вызовет интерес, а мимо чего пройдут. В принципе, то же самое делается в СМИ. То есть для начала, мне кажется, стоит развести в стороны проф.информацию и то, что нужно пользователю. Если дело пойдёт, потом можно подумать о слиянии, скажем, двух ресурсов в один, и т.п.
3)      Аудитория блога зависит от сотрудников библиотеки, от коллектива. Это может показаться трудноуловимым, но убеждена, что это так. Ведь библиотекарь для своих постоянных читателей – своеобразный «властитель дум». И аудитория для внимательного сотрудника может явиться его зеркальным отражением. Причём «отражаться» будет не тот конкретный сотрудник, который больше общается, а весь коллектив. Но сама по себе аудитория, по большей части, инертна, молчалива. Библиотечную рекламу воспринимают как обычную рекламу, не подозревая, что у рекламы может быть хорошая воспитательная направленность, а не просто конечная цель «впарить товар».
4)      Ещё один способ расшевелить аудиторию – банальный интернетовский «дешёвый номер». Раскручивать какую-то дискуссию с помощью зарегистрированных друзей и знакомых, а то и вовсе используя какой-то собственный «подставной» аккаунт. Этим не стоит заигрываться, но один-два раза применить, думаю, не зазорно. Способ хорош для начала активной жизни блога. Активность привлекает, а добиваться её приходится, как всем понятно, с большим трудом.
5)      В любом случае нужно помнить о конечной цели библиотек вообще. Мы не только и не столько приобщаем к чтению, сколько формируем культурный уровень окружающего общества. У меня есть подозрение, что библиотекари помнят об этом далеко не всегда. Это очень сложная задача: с одной стороны, нужно добиться к себе внимания, а с другой – нельзя откровенно заигрывать с аудиторией, особенно – с молодёжной. Но я искренне считаю, что библиотека имеет больше чем кто бы то ни было возможностей влиять на духовный уровень общества, и нельзя это влияние игнорировать. Библиотекарь должен быть образцом во всём… Я понимаю, что это всем известно, и что это сложно, но говорить об этом тоже иногда надо.
6)      К сожалению, я сама поздно пришла к необходимости научного изучения… блоговедения. Но сейчас я совершенно ясно понимаю, что это стратегически важно. Нужно изучать всё, что подходит хотя бы краем к нашим проблемам: маркетинг, риторику, различные разделы психологии, теорию коммуникации, основы ведения переговоров и приёмы продвижения сайтов и блогов и т.п. Очень не помешают сопоставления блога библиотеки с бизнесом. В этом сравнении нет ничего недостойного. Основные механизмы и принципы продвижения – те же самые. Нужно просто вычленить из сферы бизнеса то, что подходит нам как некоммерческой организации.

Короче говоря, надо учиться, и серьёзно. Возможно, именно с этой стороны придут свежие идеи для развития блогов. Ведь ситуация изменилась за последние несколько лет. Когда мы все начинали работать с библиотечными блогами, они ещё были для широких слоёв населения не очень освоенным явлением. Но сейчас блоги, сайты, страницы есть очень у многих (цифрами не владею, но, думаю, со мной согласятся). Информацию производить научились практически все. Теперь дело за тем, как её подавать и обрабатывать.

И в завершении попытаюсь более развёрнуто обосновать, почему я с осторожностью отношусь к переходам с одних платформ на другие и размножению одинаковой информации на разных сайтах и в разных соц. сетях.
Аудитория библиотеки (потенциальные или настоящие читатели) сродни клиентам тех же бизнес-кругов и фирм. Хоть и считается сейчас, что надо постоянно обновлять товары, «линии» и т.п., всё же клиенты ценят постоянство. А если речь идёт о блогах, к примеру, то фраза «моя уютная жежешечка» говорит  сам за себя. Людям хорошо в собственной гостиной. Разумеется, можно использовать Google Reader, но пользоваться им захочется не всем (предположим, кому-то нравится интерфейс ЖЖ, кому-то приятно выходить в ленту через свой «авторский» дизайн и т.д.). Кто-то о нём и не знает. Одним словом, если библиотека задумала перейти на другой аккаунт и в другое месте, ей придётся позаботиться о том, чтобы ещё раз провести всю рекламную кампанию и научить тех, кто ещё не освоил новые технологии. Иначе часть аудитории будет потеряна. На её место, конечно, приёдет новая, которой по душе окажутся нововведения. Но те, кто уйдёт? Зачем их терять?
Теперь про дублирование информации. Совершенно точно могу сказать, в Москве  информации столько, что часто хочется оказаться на необитаемом острове. Информация – нужная и не нужная – настигает человека где угодно и не даёт покоя, а тут ещё и интернет. С моей точки зрения, создавая информационные дубли в разных соц. сетях, мы больше поспособствуем созданию дополнительных потоков и в конечном итоге - хаоса. Я лично знакома со многими интересными и умными людьми, которые не имеют ни одной страницы ни в одной сети (разве что жж, и электронная почта, может, ещё плюс аська) именно по причине переизбытка. У них настроена френд-лента, и они больше никуда не выходят. Более того, я знаю таких детей среди читателей нашей библиотеки, которые не стремятся в интернет, и которым хорошо среди книг. Понятное дело, рано или поздно ситуация изменится, но сейчас мы имеем то, что имеем: среди детей и взрослых есть некоторая часть, не работающая с интернетом  вообще. Если уж мы «вытаскиваем» их в сеть, то надо иметь уважение к их интересам, и предложить им какое-то постоянное место, куда они смогут приходить «не глядя». Я считаю, что всё это библиотека не может не учитывать при  планировании работы в интернете.
Исходя из вышеизложенного, мой вариант создания страниц в соц. сетях таков: изучить каждую сеть или каждое потенциальное место интернета, где мы хотим иметь страницу, и информацию перерабатывать в соответствии с этой сетью. Я отдаю себе отчёт в том, что это – гораздо более трудоёмкий и затратный по времени вариант. Но я придерживаюсь того принципа, что качество побьёт количество.

10 комментариев:

  1. Знаю одну группу в "Одноклассниках", которая вначале называлась "Читатели и библиотекари о современных библиотеках". Потом ее пришлось переименовать в "Библиотекари и читатели о современных библиотеках" все по той же банальной причине - библиотекари общались на своем жаргоне (ББК, МБА) и читателям стало там не понятно и не интересно.
    Совсем недавно я думала, что биб. блоги должны делиться на "для читателей" и "для коллег". Теперь думаю иначе. Такое положение дел приводит к тому, что проблемы библиотек опять будут обсуждаться без главных "виновных", без читателей, ради которых библиотеки и существуют.
    БИБЛИОТЕКАРЯМ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ С НАРОДОМ НА ПОНЯТНОМ ДЛЯ ВСЕХ ЯЗЫКЕ.
    Библиотечный блог может быть одной из коммуникативных площадок, где при помощи диалога библиотекарей с читателями будут обсуждаться и решаться проблемы библиотек.
    Мы настолько варимся в собственном соку, что наш читатель смутно представляет о реальном современном положении библиотеки.
    Участие читателя во всем, в том числе и в обсуждении библиотечных проблем - принцип библиотеки 2.0 - библиотеки будущего :)

    ОтветитьУдалить
  2. Библи:-)тека: Согласна с вами! Более чем согласна, просто обеими руками за то, чтобы библиотеки "снисходили" до простых читателей и делали их полноценными соучастниками процесса :)

    И всё-таки позволю себе уточнить, что я имела в виду несколько другую сторону дела. Переизбыток информации. Приведу пример: возьмите любой профильный производственный коллектив. Он будет говорить примерно тоже самое, правда, у него не будет термина "2.0", хотя как знать :). И тогда получается, что бедный современный пользователь должен знать всю технологию магазинов, сервисов, клубов, рекламщиков (знаете, как порою обижаются всякие "ходячие рекламы", когда им говорят, что они достали уже? :)) и т.д. и т.п. Есть некая узкопрофессиональная информация, которую надо если не исключить из общего блога, то хотя бы дозировать или перерабатывать. Люди не могут быть в курсе ВСЕГО, физически не способны!
    Ещё раз замечу, что я не имею в виду ограничить библиотечную жизнь, закрыть её от пользователей! Но нужно учитывать нюансы, в том числе и количество информации, которую мы способны обрушить на пользователя.

    Но за напоминание о проблеме - спасибо! :)

    ОтветитьУдалить
  3. 1.В вопросе "для кого блог?" я бы однозначно поставила на первое место читателей. Мы у себя в библиотеке считаем приоритетной коммуникативную функцию и экспериментируем, пытаясь использовать все возможные площадки. На мой взгляд этого (общения, диалога) сейчас очень не хватает всем - и детям и взрослым. Блог для профессионального общения несомненно тоже очень полезен, по крайней мере для меня как для методиста. Что касается других моих коллег - пока здесь нет никого из наших. Но это еще сказывается специфика города - у нас методдни каждый четверг, видимся в реале, постоянно рефлексируем свою работу. Кроме того, интернет на работе слишком тормозной, дома он есть не у всех, поэтому пока я здесь одна из библиотекарей Сарова (а, да, еще коллега из взрослой библиотеки в качестве комментатора заходит)
    2. Честно говоря, впала в ступор от Вашей оценки нашего блога))). Я считала, что как раз профессиональных постов мы благополучно избегаем, никаких ББК, пишем через самоидентификацию, свои мысли, чувства, события библиотечной жизни, разговоры... обо всем подряд. Но так или иначе любой пост выводит или на книгу, или на библиотеку и работает на имидж "библиотекаря-интересного человека/друга/собеседника". Наши читатели - в основном обычные люди от школьников старших классов до пенсионеров. Они же и комментаторы. По коментам (от 2-х до 30 бывает почти во всех постах) мне кажется мы коммуникативную функцию вполне оправдываем, диалог строится, читатели не молчат. Значит, наши темы и подача им понятны и интересны.
    3.Для кого пишем?
    Читатели блога детской библиотеки. Это вопрос. У нас по Положению читатели - от 0 до 17 лет+РДЧ. После предварительного исследования (мы его провели до создания блога и убедились, что подростков в блогах нет) решили сделать акцент на возр. от 15 до 30. По статистике имеем все возрастные группы от 13 лет (в жжаккаунты раньше и нельзя заводить) до пенсионеров, причем практически в одинаковом процентном соотношении идут группы от 13 до 35 лет, старших поменьше.
    4.Зачем создан блог? Здесь мы, думаю, несколько отличаемся от других. У нас реальный охват читателей в городе - почти 95%. Так что привлекать больше некого, загонять реальных читателей в виртуальную среду по-моему было бы странной целью. Так что в большей степени мы создали "рыжий жж" для создания имиджа, для привлечения виртуальных читателей из др. городов, для апробации новой коммуникативной площадки в виртуале. Нам просто было интересно, получится ли.
    ЗЫ. Может, перейдем на "ты" Если не возражаете))))?

    ОтветитьУдалить
  4. ЗЫ: Категорически не возражаю! :-)))

    По остальному:
    1. Спасибо за оценку с точки зрения вашей библиотеки. Искренне завидую цифре 95 % :)))) У вашей библиотеки, конечно, свой путь, вам надо, по всей видимости, уже совсем другие цели блогу задавать. Подозреваю, что из блогов можно "выжать" :) ещё много интересного, как раз посредством диалога (а может, ещё что выдуматеся потом?). Просто мы ещё не придумали продолжения, но придумаем, я уверена! :)

    2. Все мои "выкладки" - это лишь призыв к размышлению, отсюда и "странная оценка" "рыжего" блога. Я рассматриваю общую ситуацию... Да, три блога - наш, ваш и "читарики" - на данный момент для меня точно стоят особняком среди прочего (приношу заранее извинения тем, кто тоже сочтёт, что я "неправильно посчитала"! Я далеко не все блоги знаю и помню). Однако, как мне кажется, наш блог в исключении всего, что не относится к книгам, мероприятиям и немного - истории б-ки превзошёл всех. (И я не уверена, что это правильно!!! Собственно, за тем и размышляю тут, хочу понять, насколько обоснованно наш блог ведёт себя именно так. Если бы им распоряжалась я одна, я бы расширила его тематику. И, главное, если бы у меня было на это чуть больше времени).
    Но в целом, пока, как мне кажется, тенденция к перемешиванию информации есть ну почти везде. Я бы, может, и не придала этому такого уж значения, если бы не довольно часто читанные/слышанные слова о том, что посещаемость блогов, мол, падает. По нашему же блогу наблюдаю, что читатели прибывают, но диалогов не видать :(. Возникает мысль, что блог начал работать по принципу бренда, что ли, когда нечто вроде моды состоять в библ. блоге, но по сути это не к чему не обязывает :(.

    ОтветитьУдалить
  5. Я не говорю о неверной оценке, ни в коем случае! Со стороны ведь виднее. Для меня твой коммент был важен, надо бы постоянно критически оглядывать свою работу, причём чужими глазами, чтобы не выдавать желаемое за действительное.
    *диалогов не видать * - я у себя об этом написала. По-моему, ждать от детей нормальных коментов не стоит. Они просто по уровню развития еще не умеют этого делать. Да что там говорить, это не все взрослые умеют!
    И потом. Надо бы внимательно пересмотреть ваш жж, мне кажется, что у вас проблемных постов (в смысле, чтобы вопросы были поставлены) нет. Мы в своем жж это специально обговаривали, вводим вопросы практически везде, хотя и не всегда это срабатывает. Посты рекламного и отчетного плана как правило не комментируются. По-моему, это нормально, они работают на то, на что и писались - число просмотров всегда хорошее идет

    ОтветитьУдалить
  6. **По-моему, ждать от детей нормальных коментов не стоит.
    Так у нас 300 человек взрослых! Ну, может, 10 подростков есть, остальные - взрослые! А двое самых известных подростков, кто есть, потихоньку начали писать, кстати - посты!

    ** что у вас проблемных постов (в смысле, чтобы вопросы были поставлены) нет.
    Вот! Мне тоже ОЧЕНЬ важно мнение со стороны. Действительно, их оооочень мало. Тогда непонятно, зачем блог, вот что мне не нравится в нашей ситуации. Но даже в тех случаях, когда проводится опрос, наша аудитория не горит желанием отвечать. Конечно, ответы есть, и даже бывает не один десяток, но... как-то мне кажется, мало. Последний пример, который я там ради того же эксперимента затеяла - последний пост, опрос про космонавтику. Я, конечно, завтра подниму его, но ответов - ах :(. Я хочу разобраться, в чём тут проблема.

    *всё, убегаю, муж тоже недоволен, что я утонула в работе :)))*

    ОтветитьУдалить
  7. У нас в последнем опросе ( http://v-pereplete.livejournal.com/53267.html ) 49 +22 комента полноценных. По-моему, неплохо, хотя и не тянет на городское исследование... ой, какое там городское, читатели-то не наши))).
    Блог - как информационно-рекламная виртуальная площадка - тоже очень неплохо, тем более, что реклама в СМИ нынче денег стоит (. И это ведь проще, чем ведение диалога. Так что почему бы и нет?

    ОтветитьУдалить
  8. Я заблуждалась в стремлении видеть сегодняшних читателей нашей библиотеки и виртуальными же читателями нашего блога. Читатели библиотеки и читатели блога библиотеки - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Читатели блога не привязаны к месту. Это скорее виртуальный клуб по интересам. География Интернета не имеет границ, поэтому библиотечному блогу, мне кажется, не нужно пытаться их сужать :)

    ОтветитьУдалить
  9. Веста:
    **Блог - как информационно-рекламная виртуальная площадка - тоже очень неплохо
    Безусловно, потому я и писала с самого начала, что мы, в частности, достигли очень хороших результатов. Но, с моей точки зрения, не достигнута основная цель, которую лично я видела. Вопрос для меня теперь в том, надо ли её пытаться достигнуть, или она а) не достижима, б) мы достигли лучшего?
    Но диалог о диалоге я бы забывать не стала. Возможно, мне стоит в качестве следующего поста вывесить мысли о нашей аудитории? Чтобы обменяться мнениями на этот счёт, уже не отвлекаясь на другие детали? :) Я имею в виду не кто аудиторию составляет, а какие у неё свойства :).

    ОтветитьУдалить
  10. Библи:-)тека: Ага, получается, тут ещё и признак особенностей региона. Нам как раз есть смысл рассчитывать на москвичей-читателей, у нас город сам по себе такой регионище! :/

    Разумеется, мы очень рады всем читателям из любых регионов! Но и наших, собственных-библиотечных, тоже хочется видеть.

    ОтветитьУдалить