четверг, 21 апреля 2011 г.

День 2 - совещание директоров.

Опять были выступления не обязательные, а были получше, и поинтереснее.  Сначала о социальном партнёрстве долго говорили Г.А. Кислицкая и А. Лисицкий. Не уверена, что это совсем неизвестная тема, поэтому подробности опущу. После них очень интересно выступала немецкая гостья - Аннетте Мюнцель, заместитель директора городской библиотеки г. Виттлих и директор детской и юношеской библиотеки библиотеки г. Виттлих. Об этом расскажу подробнее.
(Репортаж по горячим следам, поэтому, наверное, сумбурный. Боюсь, что отложу до завтра - так уж тогда руки и не дойдут написать).



Вот слайды с исходными данными выступления А. Мюнцель:



Далее миловидная и приятная немецкая дама рассказывала о том, как работает библиотека их города, в котором, к слову всего 20 000 жителей. Округ города насчитывает порядка 100 000 тысяч жителей. Обратите внимание на второй слайд: Германию шокировал результат Pisa и они взялись за дело. (Вы ведь тоже подумали "Нам бы так, да?" :)))
Библиотека, в которой, между прочим, 8,5 ставки, работает очень ладно и красиво. С малышами и детьми постарше, помнит о молодых мамах и детях из малообеспеченных семей, всем готовит комплекты книг и раскрасок. Сама госпожа Мюнцель регулярно обходит школы, и таким образом хорошо в курсе того, что там происходит. Библиотека работает с родильными домами, больницами и женскими консультациями, не говоря уже о школах, детских садах, музеях и т.п. Всё строго продумано, логично выстроено и работает с немецкой педантичностью.

Кроме чтения на лето (у нас в библиотеке это называется "Программа летнего чтения"), ведётся постоянная интересная работа с читателями, в библиотеке много разных книжек-малышек, всяких милых интересностей, типа игры в библиотечных пиратов, или наград в виде "библиотечных прав", т.е. всевозможно ненавязчиво поощряется причастность к библиотеке, чтению, книгам.



А вот такая штука, например, входит в комплект, который выдаётся в родильном доме молодым мамам:

Это ростомер с рекомендациями по развитию чтения. Проводятся экскурсии и игры, есть свой символ - приведение Валери, и почтовый ящик, в который дети опускают письма для Валери и... получают ответы!




В конце у слушателей возник первый и закономерный вопрос - а деньги откуда?



Вот ответ:


Кроме спонсоров используются деньги местной коммуны, кроме того, есть библиотеки платные, где существуют всякие заманчивые льготы.
Все библиотеки разные, с разными финансовыми правилами, но что всю систему роднит - продуманность, чётко выстроенная по горизонтали и по вертикали структура.
В общем, просто загляденье, а не библиотеки в земле Рейнланд-Пфальц.



А теперь немного моих мыслей по поводу услышанного.
1. Принципиально нового, пожалуй, я ничего не услышала. Многое из перечисленного делается у нас, многое - в других библиотеках. Но как красиво это выстроено у немцев!

2. У них всё доводится до логического конца, чего я, например, не могу сказать о своей библиотеке, к сожалению. Например, летнее чтение проходит у немцев с привлечением до нескольких сотен (!) волонтёров, которые берут у детей небольшие интервью о прочитанном. Представляю, какого потрясающего качества такое библиотечное общение! В случае нашей библиотеки мы в качестве итога детской работы выбрали дневники впечатлений, которые по-всякому обыгрываются, но суть - дневник впечатлений. И потом библиотекари (кто успевает!) штурмом читают это всё за несколько дней... Почувствуйте разницу - каждый ребёнок проинтервьюирован, или все дневники прочитаны, выбраны несколько лучших и прилюдно похвалены-награждены. Наши дети тоже бывают очень довольны нашими праздниками, но всё-таки за немецких детей мне больше радостно, чем за наших...

3. В целом опыт, показанный А. Мюнцель очень полезный, но, как мне показалось, в нынешних условиях малоприменимый для большого города. Тут СТОЛЬКО народу живёт, и так разнородно работают библиотеки, что системного и одинаково качественного процесса не получается. А значит, всегда будут те, кто обслужены лучше, и те, кто хуже. В одном районе "хорошая библиотека", в другом - "так себе". Частная работа не складывается так хорошо, не достаточно внимания всем, кому это необходимо. Всё больше прихожу к выводу, что современной библиотеке просто не обойтись без волонтёрского движения. Ни одной библиотеке хоть сколько-нибудь крупнонаселённого пункта. 

4. Культура работы и обслуживания начинается с читательского билета! Возможно, без него и можно обойтись (особенно детской библиотеке), но я считаю, что это неправильно. Наши дети, к примеру, очень сумбурные, не обязательные, читательские билеты теряются, рвутся, мнутся... У библиотеки должна быть некая минимальная строгость. Кроме того, сам по себе билет - фактор солидности, и для библиотеки полезно, и ребёнок учится понимать важность документов, привыкает быть собранным.

Вот, примерно, такие мысли по горячим следам.
По остальным выступлениям коротко: весьма, весьма, весьма неоднозначное выступление С. Зайцевой (если не ошибаюсь, одно время она сотрудничала в "Школе библиотечного лидерства"). Основной лейтмотив выступления - будь проще, сядь на пол и народ к тебе потянется заигрывать с теми, в ком заинтересован. Культура и прочее не пострадает.

Мастер-класс О.О. Савельевой о коммуникации детских библиотек сводился к показу красивых слайдов и разговоре о маркЕтинге.

Приятный тренинг был проведён и очень хорошее впечатление осталось после выступления Т.Д. Жуковой, президента Русской школьной ассоциации. Она обучала, в основном, психологическим и тем же мАркетинговым приёмам в общении с чиновниками.

И, наконец, главное: Библиотека и Интернет.
Марина Вячеславовна очень хорошо говорила, директора - те, кто остались - очень положительно восприняли происходящее. Беда только в том, что остались те директора, кто были заинтересованы в теме :(. Кстати, народу в целом было поменьше, чем вчера, что говорит о том, что вчерашний день был для большинства основным, отметились,послушали официальные выступления - и привет, что и требовалось доказать.


Последний штрих: Татьяна передаёт директорам наказ от российских блоггеров :-))

На этом я умолкаю, и передаю эстафету Татьяне :-).


P.S. Наш круглый стол вызвал хороший резонанс, директора стали высказывать готовность к сотрудничеству и, в целом,  согласились с тем, что виртуальные площадки необходимы. Но разговор затянулся, и  поэтому последние выступления были сняты :(. В частности пострадало выступление С.Ю. Третьяковой, директора Архангельской областной детской библиотеки им. А. Гайдара о волонтёрском движении :(.

22 комментария:

  1. Мы работаем в библитеке-филиале № 5 г. Арзамаса. Согласны с BiblioRomantic, о том, что "Принципиально нового" ничего нет. Несмотря на финансовые и прочие трудности(русский поймёт!), мы стараемся работать творчески. Практически, всё названное (летние чтения, конкурсы, индивидуальная работа с читателями и др.), у нас есть. На одной из последних выставок "Девчонки и мальчишки растут от книжки к книжке" также использован ростомер. Книги на выставке расположены по принципу "ступени": внизу игрушки и книжки для малышей, растём и читаем. На ростомере указан возраст и подходящая цитата. Выставка заканчивается, а ростомер оставим в уголке для родителей. Нам понравилась идея немецких коллег, разместим свой рекомендательный список.

    ОтветитьУдалить
  2. Выскажу мысль, с которой, возможно, не все согласятся. Я глубоко убеждена, что успешность библиотеки на 90% зависит от коллектива сотрудников, от общего настроя этого коллектива (хотя бывает, что славу создает одна "звёздочка", которая вывозит на себе всех остальных. но это еще не настоящая успешность библиотеки). Местоположения и материальная база - это вторичное.
    Можно, не имея компьютеров вовсе, иметь толпы читателей в захудалой сельской библиотеке. Или наоборот, обладая мощной материальной базой и миллионными читательскими ресурсами сидеть в пустой библиотеке. Всё идет от нас, от наших решений.
    Аннете интересно рассказывала, даже при том, что, как говорится, идеями не удивила. Вот именно - что выстроенность работы, её продуманность в применении к данной конкретной аудитории.

    ОтветитьУдалить
  3. Комментарий первый народ с филиала писал (делаю по утрам групповые практические занятия). А у тебя, оказывается, нет возможности отправлять анонимные комментарии (делать аккаунт уже не было времени).
    Про коллектив согласна с Вестой.

    ОтветитьУдалить
  4. Веста: я с тобой согласная :).
    Правда, думаю, одна маленькая поправочка всё же будет: роль личности в истории! От директора тоже многое зависит. Конечно, отличный коллектив может сплавить и незадачливого директора, но это в идеале.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина: исправилась! Анонимные комментарии включила :)

    ***делаю по утрам групповые практические занятия
    ! Не знаю, может, вам, здешним старожилам-блоггерам это и привычно, но я потрясена :). Могу предположить, что в Москве так ещё никто не работает, среди публичных библиотек, во всяком случае.

    ОтветитьУдалить
  6. Хотелось бы послушать Марину Вячеславовну. Не раз сталкивалась с ней на различных библиосборах и каждый раз она удивляет.

    ОтветитьУдалить
  7. ЧУМработница: Ждём репортажа Татьяны, она записывала на видео :-).

    ОтветитьУдалить
  8. Так я все равно не смогу посмотреть:-) вы лучше расскажите.

    ОтветитьУдалить
  9. ЧУМработница, а почему? Нет технических условий??

    ОтветитьУдалить
  10. Особенности национального Интернета:-))

    ОтветитьУдалить
  11. ЧУМработница, даже совсем маленькие кусочки скачать? Если Таня выложит, я готова попробовать ужать, чтобы совсем мало весило :-) Или, может, нарезку сделаю самого-самого...

    ОтветитьУдалить
  12. Не парьтесь ради меня,как говорят наши дети. У меня воображение богатое,представлю:-)

    ОтветитьУдалить
  13. Да ну, вовсе не так всё плохо :). А потренироваться с видео-работой мне полезно, я не настолько хорошо ею владею. Так что - скачаете, если будет не тяжело? :) (Если ещё у Татьяны всё получилось, а то делим шкуру не убитого медЬведя :))))))

    ОтветитьУдалить
  14. По-современному, все эти материалы круглых и квадратных столов надо бы организаторам в сеть выкладывать. Не говорили об этом?

    ОтветитьУдалить
  15. Библи:-)тека, шел разговор о том, что на сайте методотдела РГДБ выложат все презентации к докладам.
    Я не заметила, чтобы кто-то кроме нас вел съемку. Фотографировали - это да.

    ОтветитьУдалить
  16. Вот, кстати, да. Могли бы РГДБ и на видео снимать.

    ОтветитьУдалить
  17. Что касается звезд, то какой бы звезда ни была яркой, всю библиотеку она за собой потянуть не может, нужна поддержка коллектива... и все равно получается, что это идет работа в первую очередь на собственный имидж (посмотрите, какая я), а уже потом на имидж библиотеки (посмотрите, какие условия созданы в библиотеке, для того чтобы зажигались звезды и ярче и дольше горели)...

    ОтветитьУдалить
  18. Потому и говорю про "не настоящую успешность библиотеки". Такая "зведочка" создаёт имидж на каком-то одном уровне, где все, слушая рассуждения и доклады, начинают говорить о "сильной библиотеке там-то". А,приехав на место и увидев реальную живую работу, разочаровываются. Я сталкивалась с этим. Копнёшь чуть глубже - и открывается правда, весь имидж падает.
    Поэтому дело прежде всего в коллективе. И его сила прежде всего - в сплоченности, в поддержке друг друга.

    ОтветитьУдалить
  19. Согласна с Вестой. А попробуйте посоветовать: что делать, если собственный директор ничего не хочет? Т.е. говорит: работайте! но при этом нигде не "светитесь"?

    ОтветитьУдалить
  20. Ой как знакома такая ситуация! Приходилось видеть :(((
    Если подходить к делу серьёзно, то я бы решила примерно так: сначала попыталась понять мотивацию такого начальника. Что им движет? Желание "спокойно править" и не иметь хлопот, или какой-нибудь более изощрённый вариант, типа манипуляторства. А дальше пытаться думать, исходя из этого.
    Хотя вариант безнадёжный, на мой взгляд. Если нет коллектива, способного восстать против такого директора, то (если директор имеет хорошие выходы на высшее начальство) - уходить из такой организации/библиотеки.
    Или пытаться переубедить директора..... Или наоборот: светиться, и засветиться до такой степени, чтобы приобрести собственные голос, против которого директор не сможет пойти.

    ОтветитьУдалить
  21. Да-а-а, все варианты практически использованы (уходить некуда, да и возраст уже подкритически-пенсионный) и исчерпаны.
    А директор именно это: не трогайте меня; манипулято; имеет поддержку "наверху" такого же по своей сути человека.
    Коллектив малокакой (если так можно выразиться), за исключением нескольких человек такого же критического возраста.
    Выходит - полный пипец (выражение современной Эллочки-людоедки из "Универа")!.....
    А я-то еще на что-то надеюсь

    ОтветитьУдалить
  22. Ну я же не окончательные-единственные варианты перечислила :). На месте виднее...
    Как бы то ни было, очень надеюсь, что Ваша надежда не окажется напрасной!

    ОтветитьУдалить