вторник, 5 июня 2012 г.

Как я была членом жюри в конкурсе "Живая классика".

Всероссийский конкурс чтецов "Живая классика" взял своё начало ещё 15 ноября прошлого года.
За это время он прокатился по регионам (разные его отборочные этапы), удивил взрослых устроителей тем, что дети, оказывается, любят и умеют читать, и вот, - докатился финалом до Москвы, куда собрались лучшие из лучших, чтобы после семи финалов (группы по 20-30 участников из регионов), по трое самых лучших от каждой группы сошлись в финале финалов. 
Мне довелось быть членом жюри одного из финалов. 

Но прежде этого, в марте, я побывала на круглом столе, посвящённом обсуждению промежуточных итогов хода конкурса. 

Тогда, вдохновившись интересными выступлениями детей-чтецов, интересом и радостью самих взрослых - устроителей конкурса, я написала небольшую статью, главная мысль которой, на мой взгляд, вот эта:

К слову, о «классике». Название «Живая классика» вовсе не предполагает выбор в качестве конкурсного фрагмента именно классического произведения. То есть, чтобы принять участие в очередном туре не обязательно учить отрывки из Пушкина, Чехова или Гоголя. Важно, чтобы книга была любимой, понимаемой участником конкурса. Важно, чтобы она «играла» у него в душе, вызывала отклик, а таковой, согласитесь, может быть любая книга. В чём же смысл понятия «классика» в таком случае?

Ладно уж, что фамилию написали неправильно. Это бы я легко простила, если бы на том финале, на котором я была, всё это оказалось правдой. 

Вот небольшой, но прекрасный видеоряд к финалу, а мои впечатления о том, что есть что, позволю себе привести ниже.







Итак, что же было не так.

1. Один из организаторов, назовём его Мистер Х, нещадно давил жюри - это было психологическое давление, причём такой силы, что даже находиться рядом с этим человеком в какой-то момент стало сложно: так было эмоционально, так громко, так истерично. Мистер Х оказался из Питера, и, всячески открещиваясь от лобби, тем не менее, давил на то, что питерцы должны пройти в финал финалов. Причина: "этот конкурс дело всей моей жизни" (с) - или что-то очень подобное.

2. Дети были чудесны, но взрослые, которые их готовили и им помогали, к сожалению, оставались всё теми же взрослыми, которых мы знаем. Выбор фрагментов для чтения, мягко говоря, не всегда соответствовал уровню эмоциональной готовности ребёнка воспринять материал. Практически все непонятные детям тонкости эмоционально-психологического характера заменялись нещадной экзальтацией. Так поступила очень симпатичная девочка, читавшая "Катерину" А. Островского, так поступила не менее симпатичная девочка, читавшая "Морожены песни" С. Писахова (сам выбор - приятный сюрприз для меня). И ещё многие. Один из троих, вышедших в финал, читал фрагмент из "Детства" Горького. Мистер Х в перерыве не жалел эпитетов, мол, это "гениальное чтение" и ничего лучше он в жизни не слышал. (Мальчик, к слову, читал хорошо и был из Москвы). Но, глядя на этого читающего мальчика, я легко могла заменить его текст, на, скажем, что-нибудь о войне, из Полевого, Васильева, ну, в общем, почти любого военного писателя. Мало что изменилось бы. Военный надрыв, страдания, мальчик, вряд ли изобразил по-другому. В этом возрасте любое страдание - страдание, и вовсе не все ещё улавливают нюансы, которые вкладывает писатель. Но это - ладно, лирическое отступление.

3. Девочка, читавшая отрывок из "Динки", читавшая очень хорошо, в итоге никем кроме меня даже не была отмечена. Когда я попыталась поспорить с мистером Х, ответ меня убил. "Не тот уровень классики". 
Но ведь тот фрагмент, который я привела выше, из материала, который они же сами опубликовали на своём сайте (кстати. на нашем сайте метод. отдела Гайдаровки этот текст выглядит немного по-другому), был мною не из головы выдуман, это были их собственные восторги по поводу того, что этот конкурс тем и уникален - дети могут брать любое хорошее художественное произведение! Сказать, что я была разочарована - не сказать ничего. 

4. Мистер Х может спать спокойно. В финал финалов показательно вышли: девочка из Питера, читавшая Зощенко, мальчик из Москвы, читавший Горького, и мальчик из Бурятии, читавший Айтматова. Классика толерантности по-современному: две столицы и колоритная провинция. К слову, бурятский мальчишка действительно был хорош. Но и другие провинциалы - не хуже.
Пример: стоило выйти девочке с фрагментом из "Чучела", перекосить лицо, и в невыносимо экзальтированном порыве кричать свой текст, как взрослые тут же, как на дудочку крысолова - купились и пошли. А чудесная девчушка, читавшая фрагмент из Е. Носова, двумя голосами - за автора - обычным, и золотистым, ясным, звенящим голоском - за синичку - не удостоилась, по-моему, ничего вообще. Не тот уровень классики надрыва.

5. Взрослые легко покупаются ещё на одну вещь: антураж. Если ребёнок не дотягивает до нужного уровня глубины понимания, на помощь приходят костюмы, музыка на заднем плане, видеоряд и т.п. Кстати, на круглом столе, который я уже упоминала, речь об этом тоже шла. Нужны ли "спецэффекты", должны ли дети быть более актёрами или именно чтецами? и т.п. Вспоминая тот круглый стол, я понимаю, что ни к чему там никто не пришёл, собрались, языками поболтали, как обычно, и всё. Финал это показал наглядно.


А теперь - самое интересное. Вот так всё начиналось:

Суть конкурса: поэтапно (школа-район-город-регион-страна) проходят читают вслух (на первом этапе можно с текстом в руке, а ближе к финалу, – наизусть) прозаический фрагмент дети одного возраста. У нас это будут шестиклассники. Оценивается всё: выбор произведения, проникновение в текст, художественная выразительность и марафонские навыки (попробуй дойти до финала!)
(цветом выделено мной). Сложилось впечатление, что взрослые, как обычно, запутались в двух своих руках - правой и левой. Правой хотели всем угодить, и деньги, ведь, под ж немалые вложены, левой - ну да, чуть-чуть хотелось найти интересных и талантливых.

Дети-финалисты в целом, как показалось, не очень были расстроены. Хотя по ходу финала их ожидало ещё одно испытание - регламентом. Их мягко но решительно прерывали, если они выходили за положенное на выступление время, и видели бы вы, КАК они уходили со сцены! Эта первая секунда-две, будто человеку дали по голове, мне кажется, никто не позаботился рассказать им, что из роли надо уметь выходить.

А вот взрослые реагировали по-другому. Когда я уже покидала помещение мне навстречу шли две мамы и спокойно, почти без эмоций, привычно так, уже между собой говорили: "Бес-по-лез-но. Москва и область...".
У меня что-то защемилось внутри.



P.S. Кому интересно подробнее познакомиться с тем, как проходил конкурс:

здесь - в целом, откуда что пошло;

здесь - немного об этапах конкурса;

здесь - сайт конкурса с множеством видеофрагментов и разных отзывов.



6 комментариев:

  1. Спасибо за откровенность. Мне всегда претит,когда взрослые насаждают детям,которые им доверяют, свое видение мира. Как хочется ребячьей непосредственности, искренности. Как иногда царапает наигранность, надрыв, постановочнсть. Жаль мою любимую "Динку". Я ее, наверное,наизусть знаю. И это классика!!
    Спасибо организаторам за идею. Может,воплощение не самое удачное,но у нас,к сожалению,так часто бывает:-( Хотели, как лучше, а получилось..

    ОтветитьУдалить
  2. Да, сама идея очень, очень хороша! Тем обиднее... И дети - просто чудесные дети. Я понимаю, что была уже на стадии существенного отбора, но провальных чтений не было практически совсем! Ехала туда очень усталая, но получила огромное настоящее удовольствие от прослушанных чтений.

    ОтветитьУдалить
  3. Случайно попала на сайт. Решила, что нужно "Живую классику" провести хтя бы в рамках одного села, школы. Возьму на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте!
    12 марта 2014 г. мой ребёнок принял участие в районном туре (Библиотека семейного чтения № 185, Кастанаевская, 52)
    Понравилось всё, кроме заключительного слова одного из членов жюри. Отругал наших детей, как мог. "Вы не артисты, нечего было красоваться, заниматься самолюбованием... И вообще, здесь не хвостами надо было крутить, а ВЫРАЗИТЬ ЧЕРЕЗ ТЕКСТ СВОЁ МНЕНИЕ". Хороша формулировка!
    Нам даже поставили в вину, что многие дети оделись, стараясь соответствовать образу (фраза про хвосты). Вот это у меня в голове не укладывается. Зачем ругать-то за это?
    В общем, такие слова могут убить любое желание участвовать в каком-либо конкурсе. Готовиться 2,5 месяца, чтобы какой-то дядька встал и пренебрежительным отзывом сравнял тебя с землёй?
    Извините, может мой комментарий не к месту. Но очень уж хотелось поделиться мнением. Меня не обидело, что мы не попали в число победителей. Мы не профессионалы, готовились в силу своих возможностей. Меня обидело отношение к детям, которые столько сил и эмоций вложили в свою работу, а в ответ услышали, что они недостаточно хороши даже для участия.

    ОтветитьУдалить
  5. Замечательно Вы написали! Откровенно! Но такая система оценки царит везде и у нас выбирают за бешенный "надрыв" и за городскую принадлежность ребенка, не важно, что другие детки читают лучше и хотя бы понимают о чем говорят, а вот девочка прокричала отрывок о войне и в конце грохнулась на колени, просто жуть какая-то!!! Её отправили на 3 этап в край! Я три года готовила деток своих на этот конкурс в этом году сказала - "А судью кто?!" И больше не повезу их туда, есть масса других возможностей для выступлений и самовыражения! Спасибо Вам ещё раз!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день. Сегодня состоялся муниципальный этап. Все то же самое. Главное, бегать по сцене, надрывно кричать и плакать. Внучка 13 лет читала о любви в 15 лет. "Костя плюс Ника". Никак не отметили.

    ОтветитьУдалить