вторник, 19 апреля 2011 г.

Совещание директоров детских библиотек, день 1.

Итак, день первый. Открытие совещания ничем примечательным не запомнилось. Я не люблю общие слова, приветствия высокопоставленных лиц, потому что, как правило, ничего кроме общих слов, всем и без того понятных, там не звучит. Тут было то же самое. Я давно уже заметила, что чем выше занимаемая должность, тем специфичнее русский язык. Наши чиновники ввели какой-то новый стиль разговора, в котором часто отсутствуют согласования между частями предложения, кроме того, почему-то особой любовью пользуются определённые падежи существительных (например упорные сочетания типа: "мы будем сообщать родителях, чтобы они") и т.п.
Я побывала только на первой части, поэтому круглый стол «Толерантность: quid pro quo» не видела, но, честно говоря, не очень расстраиваюсь, потому что благодаря перестановкам в программе увидела, мне кажется, самое главное выступление на эту тему. Я говорю о выступлении Иосифа Михайловича Дзялошинского (Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики, к. фил.н., профессор, председатель Совета директоров Независимого института комуникативистики). Тема его выступления звучала как "Дети в нетолерантном мире: что могут сделать библиотеки?"


И.М. Дзялошинский дал, фактически, мастер-класс того, как надо выступать, и как и что говорить о толерантности. Начав с азбуки и разведя в стороны понятия "толерантность" и "терпимость", он прочёл замечательную лекцию о современной ситуации в России, соединяя в своём выступлении данные социологии, психологические тонкости, экономико-политические аспекты, анализ современного общества и нашего недавнего прошлого и нашей существующей культуры и идеологии. Говорил он очень убедительно, интересно, хорошо держал внимание зала, после предшествующих традиционно-отчётных выступлений зал встрепенулся. Мне было искренне жаль, что в конце концов иссяк его регламент, такую лекцию хочется слушать, здесь нет привычной словоохотливости гуманитариев и абстрактной теории, а есть умный и чёткий анализ, живые факты. Под конец предсказуемый резонанс вызвало его заключение о том, что не библиотечное дело - заниматься оздоровлением общества в области толерантности, т.е. что библиотека априори с этой задачей справиться не может, поскольку это дело, в первую очередь, политическое. Говорил он и о том, что у нас нет сейчас национальной идеи, нет идеологии, которые бы являлись для человека естественной мотивацией гражданской позиции, и убедительно доказывал это статистикой и примерами. У зала, конечно, возник вопрос "что делать библиотеке?", на что, впрочем, первый раз за всю лекцию не прозвучало ясного ответа (что, на мой взгляд, вполне естественно). Но профессор сказал так: по крайней мере, видеть реальную ситуацию и положение дел. Конечно, работать с детьми и книгами, учить оценивать достоверность информации.
И вот после такого прекрасного выступления, одна из участниц конференции просит слова, выходит на сцену и, торопясь, рассказывает о том, как они в своей библиотеке провели акцию по написанию патриотических воззваний (говорила она, как я поняла, желая несколько опровергнуть столь критический взгляд профессора). Она рассказала, как много (несколько тысяч) они получили откликов (от взрослых и детей, но больше - от молодёжи и подростков), как издали лучшие из них книгой и выпустили цифровой аналог. Профессор задал один негромкий вопрос: " А что было призом?", но она, кажется, даже его не поняла. Я сидела сбоку, но мне показалось, что он резко сник, стоял, полуопустив голову, когда дама вручила ему упомянутый диск, с грустной улыбкой убрал его в карман. Больше ничего не возражал, поблагодарил и ушёл. А я размышляла о том, что если бы попросили написать такой отзыв, не обещая издать лучшее - много было бы откликов?
Дама зачитала короткий отзыв мальчика, в котором он писал, как хорошо ему в его семье, какие хорошие мама и папа, какой вокруг мир и как хорошо в нём находиться (что-то типа того). В контексте только что прослушанного материала сам по себе типичный отзыв ребёнка выглядел очень оторванно  от реальности (понятно, что он детский!), контрастно.
Мне тоже стало грустно. Более часа профессор пытался поднять уровень обсуждения на другую высоту, но итог оказался сокрушительным.
Выступавшая далее К. Молдавская, к сожалению, ситуацию добила. Выступать после такого докладчика - дело очень неблагодарное. Честно скажу, Ксения Александровна была как обычно экспрессивна, но неубедительна, поскольку говорила на ту же тему, но вернула уровень дискуссии на ту же позицию, где он был и до выступления Дзялошинского. Потому хотя бы, что снова сопоставлять "толерантность" и "терпимость" после того, как это сделал он, уже не стоило.

У И.М.Дзялошинского есть сайт: http://www.dzyalosh.ru/ - там есть раздел "Толерантность", и можно найти книги и статьи по теме. Очень рекомендую, особенно тем, кто занимается этой темой.


Ну а завтра - наш, блоггерский, день. Посчастливилось сегодня познакомиться лично с Мариной Вячеславовной, произошло это для меня как-то совершенно неожиданно, но было просто чудесно с ней пообщаться :-).
Жду завтрашнего дня с большим волнением и нетерпением.

19 комментариев:

  1. Спасибо, интересно. Боюсь, не на уровне у нас не только толерантность :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, BiblioRomantic, что нашли время так подробно рассказать о своих впечатлениях. Сегодня у вас самый насыщенный день, судя по программе. А на круглый стол всего один час. Постарайтесь не заболтать важные моменты. Если кто-то будет вести съемку, вот было бы здорово потом посмотреть.
    Для меня важно, чтобы директора поняли, что работа библиотеки в интернет (кроме сайтов - блоги, соц. сети и т.д.) - не хобби современного библиотекаря, а часть его работы. Перспективная часть, которую надо стимулировать, за которую надо поощрять.
    У нас в городе было 3 библиотечных блога (работали на голом энтузиазме, что в наше время уже редкость). Остался один, остальные не выдержали пресса со стороны руководства.
    Ждем продолжения рассказа :)

    ОтветитьУдалить
  3. Фон блога стал милее, так удобнее читать!

    ОтветитьУдалить
  4. Я привезла камеру, надеюсь, всё получится технически (в первый раз в руках держу) иникто не будет возражать против нашей съёмки.
    Согласна, что за решение некоторых вопросов библиотеке браться не стоит - не наш уровень, мы некомпетентны в некоторых вопросах. Пролфилактика вредных привычек в б-ке меня тоже настораживает. Это дело психологов, а наша задача, на мой взгляд, привлекать к культурному досугу и учебе, чтению, отвлекая тем самым от всяких вредностей.
    А с вопросами толерантности столкнулась на конференции, где присутствовали представители церкви. Они негативно относятся к этому понятию. Когда я выяснила у воцерквленных людей, в чем причина, то поняла, что мы по наивности и неглубокой проработке понятия не всё учитываем. В частности, что при "толерантном отношении к людям с нетрадиционной ориентацией" рубим на корню институт нормальной семьи

    ОтветитьУдалить
  5. Про "не на уровне": библиотекарям говорят "надо" - они под козырек. надо про наркоманию - пожалуйста, про толерантность - легко. поэтому и имеем потом соответствующий результат.
    посмотрела сайт - интересно и полезно, буду изучать. спасибо за рассказ и ссылку.
    будем ждать видео и дальнейшие рассказы.

    ОтветитьУдалить
  6. Интересно. BiblioRomantic, спасибо за содержательный репортаж практически в режиме реального времени.
    Для меня толерантность давно уже стала синонимом вседозволенности и попустительства. Я считаю, что во всём должна быть мера. Человек может быть, например, нетрадиционной ориентации, и общество должно к нему относиться толерантно, но только до тех пор пока эта ориентация не начинает возводиться в эталон и пропагандироваться на каждом углу. Пример мой конечно лобовой и частный, но зато сразу понятный.
    А ещё я очень неоднозначено отношусь к ювенальной юстиции. Впрочем, это тема отдельного большого разговора.
    Лучше вернёмся к нашим баранам, то бишь блогам, ждём разговора о них. Ждём завтрашнего продолжения.

    ОтветитьУдалить
  7. Дамочка эта, выскочившая после профессора - директор НГОДБ, Из тех, что берет под козырек,на все что сверху укажут. И акцию это по сбору воззваний проводили в "лучших традициях" совковых времен: лишь бы пыль в глаза пустить. И в целом вся эта акция - пустая затея. Дети некоторые писали искренне, но в большинство - формально, "как надо"От небольшого ума это.

    ОтветитьУдалить
  8. Библи:-)тека: Продолжение есть. А с блогом мне самой стало гораздо удобнее :-).
    Всё не хватало времени сесть и основательно покрутить цвета и настройки...

    ОтветитьУдалить
  9. Л.М. Совершенно согласна, толерантность для нас очень непростое и неоднозначное даже понятие. Главным образом потому, что несмотря на существующие точные определения, очень многие люди их вольно или невольно игнорируют. А уж ювенальная юстиция... это да. Я до сих пор даже и не пыталась в этом вопросе толком разобраться. Безусловно, отдельный разговор. Когда-нибудь дойдут руки, почитаю что-нибудь умное на эту тему.

    ОтветитьУдалить
  10. izbachka: Да, всё именно так и выглядело, тем и грустнее. Но неприятно, что у И.М. Дзялошинского теперь, кажется, обо всех женщинах так и останется представление по Л.Н. толстому :/
    Не оправдали мы оказанного доверия :)).

    ОтветитьУдалить
  11. Думаю, что И.М. человек умный, по одной обо всех судить не будет. И общается, наверное, не с одной ТАКОЙ библиотекаршей. Толерантность, он прав - это политика. Нас туда уже затасквали. Да и сейчас "толерантностью" в б-ке занимаются в болшей степени по указивке чиновников, такие как вышеупомянутая ... Лучше бы толерантностью занимались политики. А нам нужно пробуждать в душах детей милосердие - православное и русское понинамие толерантности. Но и ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ проблемы может иметь место

    ОтветитьУдалить
  12. К толерантности, наверное относится умение понимать и принимать ДРУГОГО, таким, какой он есть. Это тоже в наших силах, с помощью художественной (хорошей) литературы. Опять же взаимопроникновение культур, традиций...? А вообще тут наверное - две основных ипостаси: политическая и христианская (религиозная)
    Отношение к людям с нетрадиционной ориентацией (камент Весты)так же как к убийцам, а также агрессорам и проч заложено в христианстве. Обо всем этом можно говоить с детьми, с читателями. Но оворить от души, а не формально по указке чиновников (политиков)

    ОтветитьУдалить
  13. Да, я когда ещё слушала И.М. подумала, что он немного перегибает, что совершенно простительно и нормально для человека, глубоко погружённого в свою тематику. Библиотека, разумеется, имеет отношение к толерантности (если бы не постеснялась, я бы ему ещё там задала встречный вопрос: если не б-ка, то кто будет встречать и обихаживать детей-переселенцев? Какие бы ни были социальные службы, но б-ка - культурный центр, и этим всё сказано).
    Но он в целом картину рисовал, в том плане, что на библиотеку сваливают эту работу, порой, ка как на единственного исполнителя. Вот это неправильно.
    Так что я с вами совершенно согласна.

    ОтветитьУдалить
  14. Про "единственных исполнителей" - в точку. Иногда смотришь наших планов громадье и думаешь, неужели на свете не осталось ни милиции-полиции, ни наркополиции-наркологов ни социальных служб... Причем, ладно бы понимали чиновники, что работа б-ки как культурного центра, отвлекающего центра, индивидуального подхода - само по себе и есть "профилактика того и сего" так нет от нас требуют чего-то такого -эдакого... о чем хвасталась, причем врала наполовину директор НГОДБ

    ОтветитьУдалить
  15. А ведь, фактически, и не осталось! Я всё чаще тут, в Москве, сталкиваюсь с очень критическими отзывами о милиции. Люди даже связываться с ней не хотят, даже, когда есть потребность обратиться по поводу какого-либо правонарушения! Я смотрю на таких людей, и ужасаюсь: надо же всё-таки людям верить?! Да, у милиции проблемы, но не вся же она насквозь продажная? Или я так и есть - романтик? :)

    Про хвастовство-враньё, к сожалению, тоже знакомо :(( Знаю я все эти механизмы...

    ОтветитьУдалить
  16. Я и сама - романтик. И по поводу: верить не верить людям могу целый трактат написать. А в двух словах: люди чаще всего видят в других людях то, что есть в них самих.

    ОтветитьУдалить
  17. Да, это я знаю. Но почему-то в жизни мне это мало помогает :(.
    Если бы Вы написали трактат на эту тему, я была бы самым преданным читателем! У меня, конечно, есть собственные наблюдения, но мне всего мало, я хочу понимать гораздо больше :)

    ОтветитьУдалить
  18. Вот это называется: следи за языком... слово не воробей ... По сути каждый из нас всю жизнь пишет СВОЙ трактат на эту тему... своей жизнью, работой, выбором друзей, отношением к "вечным" ценностям. Да, по-большому счету... все уже сказано. В христианских заповедях, например. Только надо вчитываться... а мы "... и жить торопимся , и чувствовать спешим"

    ОтветитьУдалить
  19. izbachka, конечно, Вы правы! :). А я имела в виду то, что мне всегда интересны индивидуальные мнения.

    ОтветитьУдалить