четверг, 14 апреля 2011 г.

Эссе на тему библиотечного блога.

Мысль написать о том, как рождался и жил первое время наш блог, пришла из общения здесь, в блоггере. Я обратила внимание, что, читая здесь блоги и понемногу участвуя в разговорах, у меня стали появляться совсем другие, новые, решения и мысли. Я тут совсем недавно, но атмосфера здесь замечательная :). Прямо как крымский воздух для жителя большого индустривального города!

Итак, блогу «Гайдаровки» совсем недавно стукнуло три года. В качестве обобщения и подведения некоторых итогов его жизни, я расскажу о том, как он рождался и как сложилась его жизнь. Возможно, наш опыт (в том числе опыт наших ошибок) тоже кому-то что-то подскажет…
Честно говоря, я очень волнуюсь, потому что опыт, о котором я скажу, очень личный, глубоко переживаемый. Так что, пожалуйста, не судите строго :).


Впервые с идеей создания живого журнала я пришла к своему начальству где-то между 2006 и 2007 гг. С первого раза я была не понята, и со второго тоже. Я – не библиотекарь по образованию, и мне не хватило тогда понимания того, что библиотекарь по определению креативщик. Я послушно отступала всякий раз, когда слышала в ответ «попробуем, только после того, как пройдёт такое-то мероприятие».  И т.п.
Тут я должна защитить честь своего заведения, и сделаю это с гордостью. У нас замечательная библиотека, прекрасные, высокопрофессиональные специалисты. Но почему-то (традиционно?) у нас не очень хорошо с интернетом и виртуальными проектами. Этому нет логического объяснения, просто так есть. У каждой библиотеки – своё видение, свой стиль. Вот наш стиль пока такой. Читатели любят нашу атмосферу, с удовольствием приходят на наши мероприятия.
Но с интернетом – увы :(.
Поэтому, когда дело дошло до создания аккаунта, мы были как новорожденные младенцы. У меня как-то даже руки начали опускаться, и я зарегистрировала аккаунт больше для себя, из любопытства. Не надеясь, что из этого выйдет что-то путное. И это первое, на что я обращаю внимание: надо всегда верить в то, что ты делаешь.
Вторая ошибка была в робости. Общая неуверенность так и сохранялась, мы не знали, как привлечь аудиторию, и не выходили с этим вопросом в профессиональное сообщество, которое в тот момент уже очень даже существовало. Мы были эдакие «гордые первооткрыватели», которые всему учились на собственных шишках.
В то же время мы поставили интересную цель: создать сообщество для пользователей, причём для пользователей детской библиотеки.
А теперь, внимание, ещё одна ошибка. Так сложилось, что мы действовали только внутри своего отдела, совершенно без помощи отдела автоматизации и компьютерного класса. Почему так получилось – это совершенно отдельная история, но факт остаётся фактом. И я уже давно устала отвечать на вопрос: почему в жж есть ссылка на официальный сайт, а на официальном сайте ссылки на жж нет. У меня нет ответа на этот вопрос, потому что сайт делают другие люди. Вот таким образом мы сами себе придумали проблему, и сами стали пытаться её разрешить.
Получилось вот что.
Очень хорошее и важное:
1)    Мы оказались одним из первых (по данным на 2009 год, во всяком случае) библиотечных блогов, и, возможно, до сих пор остаёмся первым блогом детской публичной библиотеки, нацеленным на общение с читателями. Кстати, я не находила таких блогов больше. Если они существуют, буду очень признательная за ссылки на их странички! Интересно пообщаться с коллегами по типу блога.
2)    Мы приобрели новых друзей и полезные знакомства в литературно-книжном мире.
3)    Упростилось общение с молодыми и новыми литераторами, которое так важно для любой библиотеки.
4)    Мы приобрели независимую площадку для нашего собственного творческого общения с целевой аудиторией.

А теперь грустное, то, что я бы назвала просчётами.

1)    В сложный момент становления мы фактически оставили себя без общения с коллегами-блоггерами.
2)    Вместо познавательно-информационного интернет-издания мы стали скорее информационно-развлекательным каналом. (Я понимаю, что это утверждение жёсткое и, возможно, спорное, но оно основано на моих личных убеждениях о  культурной и общественной миссии библиотек).
3)    У нас не сложилось аудитории среди читателей-подростков. Здесь нужно было вести целенаправленную упорную работу. Таковой у нас не получилось.
4)    Мы не стали единой командой. У ведущих блог разные позиции, разное видение того, что и как должно быть в блоге и разный уровень технической подготовки в работе с блогом.

Таким образом, примерно поровну прорывов и ошибок, но в любом деле, и библиотечное – не исключение, важно что-то делать. Мы добились очень хороших и интересных результатов, однако они могли бы быть ещё более интересными, если бы мы не совершали совсем не обязательные просчёты.
На ошибках учатся. Я надеюсь, что следующие три года для нашего журнала пройдут не менее плодотворно. На самом деле даже очень верю, что они будут гораздо более плодотворными :).

Теперь о том вопросе, который вдохновил меня на это небольшое размышление.

Как мы «приручали» аудиторию?

Во-первых, я глубоко убеждена, что если бы не вторые 4 пункта из тех, что я только что перечислила, наша аудитория была бы раза в два больше. На данный момент у нас около 300 участников, около 450 читателей, реально из них появляются в разговорах и общении всего несколько десятков человек. Кто-то молча читает, а кто-то, по всей видимости, чаще всего пролистывает. Кто-то редко бывает в интернете, кто-то стесняется.
С аудиторией надо обязательно работать. С самого начала мы просто запустили рекламу, самую банальную, дурацкую рекламу, от которой все разумные люди уже устали. Я в то время заведовала обслуживанием, поэтому у меня было достаточно возможностей рассказывать о том, что теперь у нас есть такое место в интернете, где… …. .. и далее любая информация, которую хотелось донести до читателей. Я очень следила за тем, чтобы мои сотрудники постоянно говорили о журнале, напоминали, даже если уже сказали – ничего, улыбнёмся, извинимся и очень приветливо как ни в чём не бывало скажем ещё раз. В этом деле очень важно даже не то, что говоришь, а как. Тон, интонации, улыбка, взгляд. Улыбка - вообще инструмент номер один в любом общении. Одним словом, это было основное оружие, и прошло, наверное, года полтора прежде, чем наши читатели научились обращаться к блогу без напоминаний и сообщать о нём друг другу вне библиотеки. Мы делали всякие раздатки, вклеивали адрес жж в читательский билет; прежде чем читатели осознавали, что информацию о грядущем мероприятии можно посмотреть в жж, мы успевали сотни раз рассказать им об этом мероприятии устно.
Второе, что мы стали делать – пытались заявить о себе через родственные сообщества. Хочу выразить огромную благодарность тем пользователям жж, сообществам и их модераторам, которые нас поддержали, давая на нас ссылки и позволяя печатать на своих страницах наши анонсы. Это тоже нам очень помогло!
Рекламировали сами себя на выездных мероприятиях. Тоже давало небольшой эффект.
Очень радостно и приятно было видеть реакцию молодых родителей, которые поднимали вверх большой палец и говорили: вот это да! Вот это продвинутая у нас библиотека! Нам так удобно, что у вас теперь есть жж!

Ещё одна вещь, из разряда «не было счастья, да несчастье помогло». Мы ввели услугу по продлению срока пользования книгами в жж. Логика подсказывает, что этим скорее  должен заниматься сайт, но поскольку на сайте этого нет, а необходимость в этой форме работы с пользователями назрела, это сделали у себя мы. И достаточно быстро определённая часть наших читателей стала с удовольствием использовать эту функцию, что тоже поспособствовало росту нашей аудитории. Во всяком случае, мы точно знаем, что у блога есть определённое количество незарегистрированных в жж читателей, которые приходят анонимно.
Ещё один существенный минус к нашей работе. Наша библиотека очень неудобно территориально расположена. Если исходить из расчёта, что оптимально она должна находиться в радиусе 1 км от своей аудитории, то наше дело совсем нехорошо. Центр Москвы сейчас маложилой. Поэтому интернет для нас очень важен. Но тут играет какая-то злая обратная нестыковка: несмотря на, казалось бы, повальную компьютеризацию, на деле очень много людей обходятся без регулярного интернета. В том числе молодые многодетные мамы, что, конечно, к сожалению, объяснимо.

Таким образом, в деле приучения читательской аудитории к пользованию блогом, с моей точки зрения, хороши все средства, допустимые этикой и культурой поведения, конечно :).
Постоянные разговоры и напоминания; анонсы анонсов; фотоотчёты, в которых читатели могут найти свои фотоизображения; стимулирование читательского творчества и участия в обсуждениях; книжные обзоры, которые мы с удовольствием делали до недавнего времени; печатная реклама; личный авторитет среди читателей и т.д. и т.п. И общение, общение, общение! Я думаю, что одним махом и за короткий срок даже сейчас, когда информационное развитие ушло уже совсем на другой уровень, пользователей библиотеки не приучишь к регулярному посещению блога. Но, возможно, в столице несколько более сложная ситуация: тут люди порою пресыщены изобилием информации и впечатлений. Так что нам иногда приходилось преодолевать какое-то внутреннее сопротивление или даже недоверие части пользователей. А есть и такие, кто принципиально не пользуются интернетом и компьютера дома не держат – чтобы ребёнку не подавать дурной пример…

Есть ещё много разных нюансов, ситуаций. Я постаралась рассказать о том, что мне кажется самым главным в деле ведения блога для читателей. Но я тоже развиваюсь, так что мои представления меняются и дополняются :).
Буду рада, если кому-то вышеизложенное принесёт пользу.

P.S. Упустила важную деталь насчёт аудитории! Прежде, чем создать блог именно в ЖЖ, я долгое время присматривалась к тому, какая там аудитория, а какая - в блогах на других платформах. На тот момент мы пришли к выводу, что именно ЖЖ - наиболее благоприятный вариант для нашего замысла. Таким образом, мы пришли туда, где у аудитории уже была определённая потребность в том, чтобы читать библиотечный блог.

49 комментариев:

  1. Спасибо за откровенность и подробный разговор на тему, которая меня сейчас очень волнует. Вот таких публикаций мне не хватает в наших профессиональных блогах и журналах.
    Нашему блогу полгода, задумывался он для общения с читателями, но они появляются там очень редко, не смотря на все принятые меры, которые Вы перечисляете. Может я рано выводы делаю? Есть мнение, что в блогах вообще сложно с читателями связаться, они в соцсетях сидят, там нужно библиотеке группы заводить... А блоги больше подходят для профессионального общения.
    Я действительно мало встречаю библиотечных блогов для читателей. Вы просили ссылки - блог "Как пройти в библиотеку?" http://teenbook-ekt.livejournal.com/ трудится в этом направлении. Но по последним его публикациям тоже не доволен результатами.
    У вас получилось! Но вы шли к этому 3 года.
    Значит нам нужно запастись терпением и упорством?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, чтобы читателей приучать к новому, нужно на самом деле терпение и упорство. У блогов, которые делают школьные библиотекари, еще встречается взаимодействие с читателями. У других практически нет.
    Спасибо за откровенный рассказ.
    Ссылки соберу, пришлю.

    ОтветитьУдалить
  3. Список блогов и проектов http://biblioshkola.blogspot.com/p/blog-page_13.html

    ОтветитьУдалить
  4. Школьным библиотекам в плане сотрудничества с читателями в блоге, наверное, легче. Читатели ходят "табунами" по коридорам :))

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина: спасибо за список! Я его находила, и даже начала потихоньку изучать, но физически не хватает времени сесть и за один-два раза изучить :(. но там мне пока нашего типа блоги не встречались. Весь фокус в том, что блог может себя позиционировать одним образом, а реально у него получается не совсем то... Мне даже не просто интересно, есть ли блоги, типа нашего, у меня даже интерес. Мне хочется понять: а есть ли смысл вообще таким блогом заниматься? ведь вот получается, что ближе всех приблизились пока только мы, но и мы далеки от того, чего хотелось бы.

    ОтветитьУдалить
  6. Библи:-)тека:
    Я думаю, что выводы делать надо не раньше, чем через год. Кроме того, возможно, Вы правы, и сейчас надо не блог развивать, а группу в соц. сетях. Это надо самим на конкретном месте понять. Но если всё-таки блог - наберитесь терпения.
    Раз уж мои мысли пришлись ко двору, я готова ещё немного порассуждать на эту тему, у меня есть более частные наблюдения, нигде ещё не высказанные :).

    Я только одного не поняла: Вы имеете в виду тот блог "2:0 в пользу читателей"? Если так, то 64 подписчика за полгода - это очень хороший результат :). И при этом у вас ведь ещё и награды за такой короткий срок есть!

    ОтветитьУдалить
  7. Смысл заниматься всегда есть.
    Рассуждений-то нам как раз и не хватает, продолжай.
    А про то, что именно надо развивать... Все взаимосвязано, лучше использовать все сразу. Хватило бы сил...

    ОтветитьУдалить
  8. Смысл заниматься есть, но надо оптимизировать деятельность. Есть ли смысл вести блог для читателей? Как верно было замечено, блог предполагает диалог, а если его не складывается, надо искать - почему. Это меня и интересует в данный момент более всего в вопросе блогов.

    ОтветитьУдалить
  9. Да, я имею ввиду блог "2:0 в пользу читателей". Много это или мало 64 читателя? (все ведь относительно). А победы, библиотечным блогам (свой пример перед глазами) получают от удивления жюри - "Как? Неужели у библиотеки блог есть?.." Утрирую, но правды здесь больше чем лукавства :)
    Развивать все сразу, как советует Ирина, это, конечно, идеал. За блог-то периодически получаю по шапке (последний раз на днях за то, что не поставила в известность руководство, что отправила заявку на участие в конкурсе блогов "Творческая мастерская 2.0" и получила призовое место).
    Мне очень интересно, как относится начальство к вашей работе в соц. сетях? Без проблем?

    ОтветитьУдалить
  10. Вчера разговаривала с продвинутым читателем, каким он видит библиотечный блог. Он задал мне встречный вопрос - чем отличается читатель от библиотекаря? Я ответила, что библиотекарь прежде всего информационный менеджер. Значит, - согласился он. - в библиотечном блоге я как читатель должен получить совет - "Что читать?" "А на что не стоит тратить время." Как он прав, подумала я. Чем мы только сейчас не занимаемся, а наш читатель по-прежнему ждет от нас профессионального совета "Что почитать?" И это не смотря на то, что рекомендательных сервисов в интернете пруд пруди.

    ОтветитьУдалить
  11. Вот вы опять затронули больной вопрос, прямо хоть снова пиши очерк :))).
    Я даже затрудняюсь на него ответить хоть сколько-то определённо. Но если вкратце: вначале мы были полуподпольным блогом. Т.е. мы были, и библиотека была. Как бы никто не знал, на каких основаниях мы существуем. К 2009-му году всё дозрело до того, что я с презентацией по ЖЖ поехала в Крым. Но несмотря на это сейчас у меня такое ощущение, что нашу работу в интернете принимают, но как-то снисходительно, как игрушки. Но принимают, и разрешают заниматься. Не вникая, правда, особенно в подробности. Это и хорошо с одной стороны, ведь всегда хорошо, когда есть возможность заниматься творчеством. С другой стороны возникает ощущение, что занимаешься какой-то фигнёй :(.
    А про этот блог и вовсе я никому не говорила.
    А 46 - всё равно считаю, хороший показатель :)). Даже относительно. Это уже очень хорошая цифра для того, чтобы с ней работать!

    ОтветитьУдалить
  12. В том-то и дело, что рекомендательных сервисов - пруд пруди, но все ли они достоверны? Библиотекарь - априори компетентный, самый компетентный источник. Я считаю, что это принципиально важный момент :).
    А вообще, вы почаще в блоге так прямо и задавайте вопрос: уважаемые читатели, что бы вам хотелось видеть на страницах этого блога? == вот вам и диалог, и пища для размышлений и постов :).

    ОтветитьУдалить
  13. Устроила опрос на блоге, заходите голосовать, вы ведь тоже мой читатель :)

    ОтветитьУдалить
  14. http://v-pereplete.livejournal.com/
    Это наш "рыжий блог" в жж, ведём с июля 2010. Вы его знаете))) Мы изначально ставили цель общения с простыми читателями. У нак как раз обратный Москве вариант - наши читатели приходят к нам в реале, да и блоггеров в городе единицы. Так что наши читатели - в основном из других городов. Но раскрутка идет, в последние два месяца число "своих" выросло в два раза. Начинают "подтягиваться" родители читателей, скидывают просьбы о продлении книг в верхний пост. Ребята-читатели стали заходить чаще, коменты редко правда оставляют. Здесь помогает то, что мы делаем презентацию разных ребят, рассказываем о них и их увлечениях. Уже несколько устаревший официальный отчет здесь: ( http://vpereplete.blogspot.com/2011/01/blog-post_6479.html )

    ОтветитьУдалить
  15. Сейчас прошлась по вашему блогу в жж, посмотрела наш "рыжий", еще один очень симпатичный мне блог:
    http://chitariki.livejournal.com/
    Он, мне кажется, очень похож по подходу на жж Гайдаровки. А вот мы как-то отличаемся. Пока не могу толком сформулировать, чем именно... Может, Вы эту разницу сформулируете?

    ОтветитьУдалить
  16. Библи:-)тека: Проголосовала! Хотя не очень поняла, за что именно, т.к. блог нашей библиотеки - это одно, а вот этот мой, к примеру, я хочу сделать другим. Проголосовала за вариант того, что хочу видеть в этом блоге :)). В "Гайдаровском" блоге выраженную дискуссионность я пока себе слабо представляю.

    ОтветитьУдалить
  17. Конечно, Веста, ваш блог я знаю :))). И спасибо за ссылку на Читариков! О них не знала, добавлю себе в ленту :)).
    Почитала немного Читариков, мне кажется, они ближе всего к нашему блогу. Вот да, таки, они. Хотя мне надо ещё раз пройтись по известным мне блогам, ещё раз внимательно изучить. С первого, и довольно поверхностного взгляда, ваше рыжее сообщество отличается тем же, чем и другие, кто мне известен, - тем, что пишете не _исключительно_на_читателя. Всё-таки у вас есть профессиональная информация, и за этим чувствуется ваш широкий взгляд на вещи. Я ещё постараюсь на выходных почитать блоги, если придут интересные мысли, потом допишу :).

    ОтветитьУдалить
  18. Большое спасибо за интересные мысли.
    Но вот вопрос, который мне постоянно задают, а я не знаю, что ответить, так как опыта ведения блога для читателей библиотеки нет, и вряд ли когда нибудь будет: отражается ли ваша жж-деятельность каким-либо образом на реальных посещениях?

    И вопрос от себя: вы принципиально не вступали, скажем так, "в библиотечное блогосообщество", или это получилось случайно?

    ОтветитьУдалить
  19. Я опрос устраиваю в отношении своего блога, конечно.

    ОтветитьУдалить
  20. То, как я проголосовала - это тот вариант блога, который мне больше всего импонирует в случае библиотеки. Мне бы хотелось вести собственный блог в таким жанре, и интересно будет видеть другие блоги такого же направления :).

    ОтветитьУдалить
  21. ms.kite: Добрый день, приятно вас тут видеть :)
    По поводу первого вопроса я не совсем поняла, что вы имеете ввиду: учитываем ли мы посещаемость блога в общих посещениях (часто задают этот вопрос, поэтому я уточняю), или всё-таки становятся ли реальными посетителями те, кто приходят в блог? Если второй вариант, то - да, у нас в итоге набралось довольно много примеров того, что люди, узнав о нас через жж, стали нашими реальными читателями.

    Наше "отшельничество" в блогосфере я сейчас, глядя назад, более всего склонна объяснить тем, что мы сами не совсем поняли, за какое серьёзное дело взялись. Плюс ещё один важный момент: понимание начальства тоже играет большую роль. Нам не запрещали вести блог, но и понимания того, что мы занимаемся важным делом, мы тоже не ощущали "сверху". То и другое вместе настраивало нас самих на "подпольные" настроения. Принципиального неприятия библиотечной блогосферы, конечно, не было :).

    ОтветитьУдалить
  22. Про начальство. Печально все у нас. Делает вид, что этого нет. Причем в прошлом году я об этом много говорила, в блоге упор делала на работу ЦБС, но в результате на совещании (в мое отсутствие) было сказано, что блог мой личный и т.д. В результате я даже слова ЦБС г.Арзамаса убрала с эмблемы. Но энтузиазм-то никуда не денешь! Везде все завела - и официальные (Твиттер и Фейсбук), и неофициальные (Фейсбук и Вконтакте) - и тяну. Девчонок там ввела админами, но толку от них мало. Хорошо, что GeorgiNNa с "Библиоманией" помогает. Теперь всю эту работу просто не афишируем. А умные люди подкидывают материал и поддерживают морально.

    ОтветитьУдалить
  23. Ирина: в общем и целом - тоже самое и у нас. Я пока взялась только за Контакт, поскольку есть ещё два блога и сообщество. Фэйсбук и Твиттер держу в голове, но браться даже не планирую - умру под всем этим :). Про что-нибудь типа канала в Ютубе даже и в мыслях не заикаюсь... В контакте пытаюсь приобщить к администрированию наших читательниц (с мальчишками, с тех пор, как ушла из обслуживания, контакты сошли на нет :( ).
    А энтузиазм - это просто страшная вещь. Хорошо, когда семья более-менее с пониманием относится, но времени всё равно на всё просто нет.

    ОтветитьУдалить
  24. Я автоматом настроила, уже легче:
    - В официальный твиттер идет информация со стены Вконтакте,
    - в "Библиоманию" на Фейсбуке идет с блога.
    А остальное приходится ручками :-(

    ОтветитьУдалить
  25. Спасибо :) Особенно интересно про читателей. Вы правильно поняли, что интересуют "реальные читатели", которые пришли к вам в библиотеку благодаря ЖЖ. Теперь буду приводить вас в пример :)

    А начальство, оно на то и существует, чтобы скептически относиться к подобным вещам. Либо держать нейтральную позицию... Не запрещать, но и не поддерживать...

    ОтветитьУдалить
  26. Ирина: я пока не делаю автоматов, потому что не хочу дублировать информацию. Я не уверена, что аудитория везде одинакова, и, соответственно, плодить лишнюю информацию не хочется. Но это, так сказать, мои личные тараканы, не знаю, права я или нет, пока наблюдаю :).

    Кстати, добавила вашу группу в друзья Гайдаровки вконтакте :)

    ОтветитьУдалить
  27. ms.kite: На самом деле, разумеется, число пришедших из жж в сравнении с общим числом читателей очень мало. Но тут стоит иметь в виду то, что приходящие через жж - более целенаправленные, сознательные, из них при грамотном подходе можно сформировать хороший библиотечный актив.

    Что касается начальства, то ведь есть же с Москве РГД для молодёжи или ЦБС Кунцево. Я понимаю, что это всегдашние счастливые исключения, но это очень "громкие" исключения :). Поражает, что мы тут в Москве все рядом... И такая разница :(.

    ОтветитьУдалить
  28. Что касается трансляций: я - за, именно потому что везде разная аудитория, и ограничиваться каким-то одним сообществом, мне кажется, не совсем правильным. Но это каждый решает для себя сам, основываясь на личных предпочтениях.

    ОтветитьУдалить
  29. Кать, начальство такое везде разное:-(
    Но обидно, когда где-то за ведение блога хорошую доплату устанавливают, а где-то не замечают. И странно, когда работу ценят ЗА ПРЕДЕЛАМИ области.

    ОтветитьУдалить
  30. Аудитория разная, именно поэтому и нужно дублировать. Информация лишней не бывает. Мало того, в сетях полезно несколько раз давать одно и то же. И еще: даже одни и те же люди могут пропустить в одном месте, но заметить в другом.
    В этом вопросе подковалась теоретически и убедилась на практике.

    ОтветитьУдалить
  31. Я в данный момент вообще стараюсь исключить для себя восприятие начальства. Ибо на фоне перечисленных хороших примеров можно слишком сильно углубиться в причины непонимания важности виртуальных проектов, и слишком сильно расстроиться :)))).

    Что касается моего отношения к информации, то в целом я согласна и с Катериной, и с Ириной, просто у меня есть некоторые (эстетские? :)) поправки. Во-первых, я, безусловно, за то, чтобы информация была везде. Во-вторых, я зато, чтобы информация соответствовала формату каждого сайта или ресурса. Именно поэтому я не тороплюсь её дублировать, я предпочла бы просто как-то по-разному подавать одну и ту же информацию в разных местах. Ибо лишней она не бывает, но её бывает порой просто ОЧЕНЬ МНОГО.Я думаю, что в частности поэтому её и пропускают в одном месте, но видят в другом.
    В-третьих, я всё равно физически не смогу переварить все возможные отзывы, а уж адекватно ответить всем - тем более. Я в данный момент придерживаюсь принципа: лучше вдумчиво и аккуратно работать с 10-ю пользователями, чем на автомате - с 50. В этом меня поддерживают наблюдения за, скажем, фэйсбук-страницам библиотек. В целом, больше нескольких десятков читателей там ни у кого нет. Если бы там была огромная аудитория, конечно, я бы напряглась, и давно уже вышла туда. А так - у меня и без этого порядка 30-ти молчащих подростков ВКонтакте. Мне бы их как-то раскачать, ведь это наши реальные читатели, я их всех лично знаю! :/
    Вот такая у меня пока концепция. Сложилась из практики. Но я, как уже говорила, не останавливаюсь и готова развиваться :).

    ОтветитьУдалить
  32. Начальству может не нравиться даже учеба по созданию и ведению блога/ов на базе "шефствующих" библиотек(((
    Не то что наполнение контентом и комментарии, "неудовлетворяющие" ожиданиям, а то, что это не ведет реального читателя в библиотеку (что с того, что книги дети продлевают через "личку" библиотекаря в Моем Мире; узнают в личной переписке кое-какие новости и актуальную информацию в сети ВКонтакте; я, "зафренденная" со школьниками 5-ти школ, могу донести новости школы в библиотеку, переданные детьми через соц.сети... и это актуально и нужно библиотеке!), не дает реальной посещаемости (как учитывать виртуальных читателей, когда даже нельзя учитывать мероприятия библиотекарей вне стен библиотеки, во многих городах России так!), не видно реальной книговыдачи (онлайн-читалки даже, было, рекомендовала!), нет вновь записавшихся (френдов много, но в библиотеке их нет и не затащишь их в стены без Интернета и не понимающих компьютер так, так его знают дети и подростки)...
    Грустно(((

    ОтветитьУдалить
  33. Да, всё это, к сожалению, встречается и бывает :(.
    Меня заинтересовало, как вы продлеваете книги через "личку" - это действительно делается, или это теоретический вариант?

    ОтветитьУдалить
  34. BiblioRomantic, реально! 6-классник весной, в том году, заболел и по Агенту продлил на 2 недели (пришел в библиотеку, до этого два года не ходил, даже видео на телефоне показывал), потом вовремя сдал))), 9-классница перед зимними каникулами забыла продлить, на зимние каникулы уехала, и не могла позвонить-зайти, но в Интернете ВКонтакте со мной связалась (а я ей до этого один запрос в личных сообщениях выполнила), с бывшими 9-классниками поддерживаю общение по аське (единицы, но все же!), одна пятиклассница стала заранее по Агенту писать тему, по которой зайдет в библиотеку (проще, сразу даю ей источники!) и т.п.

    ОтветитьУдалить
  35. Спасибо, очень интересная дискуссия. Готовый материал для круглого стола, который состоится в РГДБ для директоров региональных библиотек 20 апреля. Я и вопросы соответствующим образом сформулирую для директоров. Надеюсь, что они меня оставят в живых?! Мне важно мнение СОМНЕВАЮЩИХСЯ людей, поскольку постоянно нахожусь в ситуации жёсткой саморефлексии. Мне кажется, нашему блогу "Как пройти в библиотеку" сейчас не хватает новых идей для развития, поэтому и создан новый блог "Книжный МИКС", где ребята обсуждают книги. Но всё же наш блог занял первое место в Блоге РУНЕТА-2011, потому что за него проголосовало более полутора тысяч жителей социальных сетей (в основном "ВКонтакте),больше, чем за другие в этой номинации, значит, он кому-то нравится. С удовольствием читаю Ваши статьи в БШ.

    ОтветитьУдалить
  36. Tanya: Это всё просто отлично, и очень хорошо, что читатели поддерживают такие неформальные отношения с библиотекарем! Но я имела в виду вот что: а как вы потом учитываете такие продления через "личку"? Или не учитываете?

    ОтветитьУдалить
  37. Прихожу на работу в библиотеку (все дома делается!), нахожу формуляр и ставлю пометку (ведь это можно сравнить со звонком и общением с библиотекарем, только виртуально))) У нас было так, что в течение нескольких дней (около трех недель!) телефон был отключен (конечно же, за неуплату, а как детям продлевать?), многие читатели очень переживали, а дозвониться никак... было даже, что в другой библиотеке ребенок был записан (знакомства с родителями....), оттуда на сотовый сотрудникам звонили продлевать, из клуба при библиотеке звонили библиотекарям-организаторам лично. И что, если мне ВКонтакте и в Агенте, сообщением в Моем Мире просили продлить, я не имела права?.. За задержку штраф должна была требовать платить? (они же сообщили, да и ситуация с телефоном...) Вот такой полу-легальный и человечный подход!!! Обидно...

    ОтветитьУдалить
  38. comte-monte: Марина Вячеславовна? :-) Большое спасибо за тёплые слова! Ваши статьи, в свою очередь, меня вдохновляют на то, чтобы не опустить руки перед непробиваемостью ситуаций с блогосферой и интернетом.
    Я надеюсь, что буду 20 апреля в РГДБ. Думаю, что самое плохое, что могут сделать директора - это остаться безучастными :(.

    "Книжный МИКС" - интересное место! Мне очень нравятся и близки идеи, которые сформулированы в рубрике "О проекте".

    ОтветитьУдалить
  39. Tanya: Конечно же, Вы правы, и это даже не подлежит обсуждению! Я спрашиваю потому, что мы столкнулись в своё время с вопросом нашей администрации: а как эти ваши продления через жж будут учитываться для библиотечной документации? У нас там есть ветка в блоге, и в комментах можно посмотреть точные дату и время, когда был оставлен комментарий, а с "личкой", если что, как быть? Или у Вас такого вопроса ещё не возникало? :)

    ОтветитьУдалить
  40. Придётся ещё много думать (сомневаться) и работать. Хорошо, что пока получается это делать мозговым штурмом и командой. До встречи!

    ОтветитьУдалить
  41. BiblioRomantic, пока нет. Такие случаи я озвучивала заведующей и мне никаких вопросов не задавали!

    ОтветитьУдалить
  42. comte-monte: Ещё раз большое спасибо за Ваши мысли и внимание. Надеюсь, что все вместе блоггеры всё-таки сдвинут дело в хорошую сторону.

    ОтветитьУдалить
  43. Tanya: Ну, я хотя бы Вас предупредила, что такое может быть :). На всякий случай.

    ОтветитьУдалить
  44. Пожалуй, разместим ссылку на блог Гайдаровки и других участников диспута на портале школьных библиотекарей России www.rusla.ru, если коллеги не против. В разделе Блоги. В понедельник постараюсь...

    ОтветитьУдалить
  45. weblogerman: Добрый вечер! Думаю, что коллеги не будут против, спасибо :-).

    ОтветитьУдалить
  46. "А начальство, оно на то и существует, чтобы скептически относиться к подобным вещам. Либо держать нейтральную позицию..."
    А если не только на то? А если не нейтральную? А если блог ведет директор? Как бы Вы отнеслись к такому блогу?

    ОтветитьУдалить
  47. Когда начальство поддерживает идеи, это прекрасно!
    К вашему блогу очень хорошо относимся! Я, конечно, понимаю, что у директоров полно забот. Но знаю только два директорских блога - ваш и Татьяны Евгеньевны Коробкиной из Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева. Два на Россию и Украину?

    ОтветитьУдалить
  48. Галина Наконечная17 июня 2011 г. в 11:03

    Прочитала с вниманием, мечтаем тоже создать наш библиотечный блог, но пока неуверенность и незнание с чего начать стопорит все идеи спасибо за рассказ чего надо избегать учтем. Да библиотекарям еще многому надо научится особенно нам провинциалам. А блог отличный добавила в закладки

    ОтветитьУдалить
  49. Галина Наконечная: Надо просто зарегистрировать аккаунт и начать с ним работать :). Мы все через это проходили, так что, думаю, Вам тоже стоит просто начать с самого простого - выбрать платформу и название. Потом определить несколько общих тем, направлений работы в блоге, а остальное придёт во время самой этой работы. Удачи Вам в блогоначинаниях! :)

    ОтветитьУдалить