четверг, 11 апреля 2013 г.

Что с нами происходит? (Заметки после Марафона ИД "Первое сентября").


Побывала сегодня на Дне школьного и детского библиотекаря, это один из дней в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов ИД "Первое сентября".
Впечатления остались крайне противоречивые, в связи с тем, что первая и вторая лекция, как выяснилось, отличались друг от друга, почти как небо и земля.

1. Лекция-семинар
Интернет: великий и ужасный. Бороться с угрозами или учиться жить?
ПАРФЕНТЬЕВ У.У., ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий

2. Библиотечный баркемп
Библиотека «цифровой» школы
ЯСТРЕБЦЕВА Е.Н., к.п.н., генеральный директор компании «КМ-образование»


По поводу второго пункта, я думаю, ничего объяснять не надо, Елена Николаевна Ястребцева - всем известный гуру, и сюда я шла в предвкушении праздника души :). Он состоялся, но об этом чуть попозже. 



Первый пункт представлял собой просторное помещение, не поручусь на сколько человек, но не меньше сотни - факт, - а то и больше (я не рассматривала его: еле-еле успела к началу благодаря нашим фирменным московским пробкам на кольцевой дороге). 
И вот тут начинается моё глубочайшее недоумение. Тематика лекции была правильная - безопасность детей в интернете. Лично я для себя нового ничего не узнала, но не все проводят в интернете столько времени, сколько я, и не все интересуются интернет-тематикой. Не все московские школьные библиотекари. Во всяком случае, я так понимаю нашу ситуацию.

А теперь представим себе, например, сотню школьных библиотекарей Москвы и области (а были и те, что приехали издалека) и ещё некоторое количество учителей-предметников. Это люди, традиционно подмятые под себя всей нашей образовательной системой, ну и, наверняка, местной школьной администрацией. Не все, надеюсь, но - многие. 

Это библиотекари, у которых, по нехватке ли времени (а я отдаю себе отчёт в том, что говорю - знаю, что такое ушлые московские школы с окраин, где библиотека - мягко говоря, не очень престижное место), по нехватке компьютеров, или прочего оборудования, с интернетом общаются мало. Сзади меня в середине лекции прозвучал комментарий примерно такого содержания: "Мне что социальные сети, что сайты...."

Так вот, эта сотня (вернее, полсотни) библиотекарей ни на секунду не умолкала (я молчу о традиционных не выключенных звонках мобильных телефонов!). Те, кто хотели послушать, пересаживались поближе. Но большинство потихоньку покидало зал. К концу лекции осталось около половины первоначального состава.Уходили по одному, по двое, а потом - группами.

Почему??!

Я понимаю, что человек с микрофоном, без презентации, без каких-либо наглядных материалов - не лучший лектор по нынешним временам. И всё же я с трудом могу себе представить, что все те, кто ушёл, регулярно общаются на своих рабочих местах с коллективом на темы безопасности детей в интернете.

Ещё одно, что вступало в противоречие с моим здравым смыслом. Эти взрослые тётеньки, работающие в школе, не способны выдержать полтора часа, и посидеть тихо, хотя бы из уважения к лектору. А чего мы тогда хотим от тех, кого эти тётеньки учат в школе?


В общем, у меня от этого остался тяжёлый осадок. 

По итогам этой первой лекции:

http://www.saferunet.org - сайт мне открыть не удалось, но, он был представлен, как "полная энциклопедия интернет-угроз". Правда, сейчас он не обновляется, но - существует. 

http://nedopusti.ru - стоит поглядеть, познакомиться. Тем, кто занимается этими вопросами (безопасности детей в широком смысле).


На лекции Е.Н.Ястребцевой, как я и ожидала, моя душа пела музыку :), ну и плюс - компенсировались предыдущие полтора часа. 
Речь шла о необходимости развития современного (школьного) библиотекаря, о необходимости развиваться в цифровом пространстве, и о возможностях этого развития. Для почтенного интернет-сообщества, думаю, почти ничего нового, но для упомянутых выше московских школьных библиотекарей, пожалуй, местами это было откровение.


Мои горячие поздравления Полярной Сове :), голос которой, кажется, второй раз звучал в Москве :)). Тихо горжусь, что первый раз её представила в Москве я %)))))
Не знаю, какой эффект даст показанный скрайб о саамах и мастер-класс по изготовлению скрайба, но это всё смотрелось очень круто! =)








 


P.S. А вот и инфо по теме школьных библиотек подоспела.

23 комментария:

  1. Спасибо автору блога за пост. Главное - за то, что чувствуется искренняя обеспокоенность за московских школьных библиотекарей. Как такое могло произойти? что школьные библиотекари с трудом понимают разницу между социальными сетями и сайтами?! Почему такое могло произойти в школах Москвы, которые всегда считались образцами для подражания для школ в регионах?! Полагаю, что есть основания заниматься московскому Департаменту серьезно развитием школьных библиотекарей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, есть!

      Ещё мне тут кулуарную реплику пересказали: они уходили в связи с тем, что ни компьютеров, ни Интернета у них в школах просто нет. Это согласовывается и с моими личными, правда, разрозненными впечатлениями о ситуации в школах.

      Есть ещё одна сложность в нашем профессиональном сообществе: у нас информация не всегда доходит до простых сотрудников, оседает где-то на уровне начальства ЦБС, зав. отделом и т.д. Поэтому не удивлюсь, если для многих действительно было вчера откровением то, как можно работать, да и агрессивное неприятное этим тоже можно объяснить. "Чего вы от нас хотите, если нам и без вас тяжело / завалили работой /техники нет? и т.п."

      Удалить
  2. Все меняется, если библиотекарь начнет изменения с себя самого! С его собственного представления о том, как должно быть! Какой должен быть его библиотечно-информационный центр! Зачем администрации что-то менять, если его собтрудник кроме спектаклей с начальной школой и громим чтением (что тоде хорошо!) в общем-то ничем ни учителей, ни старшеклассников не баловал?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С этим трудно не согласиться!
      Но у меня есть одно небольшое "но", с которым я столкнулась на практике, и которое не даёт мне покоя. Как меняться, если не знаешь, КАК, КУДА, КАКОЙ должна быть профессия? Ведь люди часто приходят в библиотеки с нулевым представлением о том, что они собираются делать. Если рядом нет сколько-нибудь грамотного человека, или просто человека неравнодушного, не все найдут нужное направление! Можно ли укорять человека, если у него нет никакой основы, никакого самого минимально-сформированного представления о предмете?

      Удалить
  3. Можно только посочувствовать библиотекам, у которых нет компьютеров, и для которых жизнь в интернете является чистой теорией. Но неужели их не зажгла пламенная речь Елены Николаевны? Неужели они не захотели научиться тому, о чём рассказывала она? Ведь она именно и рассказывала о том, КАКОЙ должна быть профессия.Впрочем, это школьные библиотекари, у них могут быть сложности. А как отнестись к библиотекарям крупной региональной библиотеки, у которых компьютеров и всякой техники до чёрта, но которые даже не пришли послушать Е.Н., когда она выступала в зале библиотеки, и категорически отказались учиться использованию сервисов в работе, когда она, по моей просьбе, любезно согласилась заняться их обучением. Их приоритет - три притопа. Пусть это даже модный современный танец. Пусть это даже популярная рок-группа. Приоритеты другие. Это и есть то самое "разбиблиотечивание", о котором пишет проф. А.В. Соколов. Кстати, сейчас обсуждаются проф. стандарты, на ФБ группа. Надо обсуждать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обсуждать надо, конечно. Но, на мой взгляд, тут (во всяком случае, в Москве) есть очень существенная деталь: у нас информация не доходит до низа вертикали. Или доходит в сильно отфильтрованном виде. Я думаю, что это была одна из причин того, что, как писали на ФБ, в том числе и О.К. Громова, агрессивное неприятие ощущалось почти физически вчера в зале.
      Разумеется, каждый человек сам за себя отвечает. Но есть такие вещи, как массовое сознание, или что-то в этом роде, есть такие вещи, как давление на психику... Я вот сейчас взялась изучить интереснейшую вещь - механизмы профессионального выгорания. Боже мой, да половина из нас уже на предпоследней стадии! Куда девать человеческую психологию? Какой смысл учить людей, когда они психологически не готовы многое принять? Вернее, конечно, надо их учить, но надо ещё и как-то по-другому с ними работать. Жаль, я не психолог.

      Удалить
  4. Агрессивное неприятие связано не только с тем, что информация не доходит до низа вертикали. Есть ещё и классическое сопротивление любым переменам.Здесь и нужна, вероятно, психология. Разные причины - результат один. Серая масса с разной скоростью поглощает выходящих за рамки одиночек. Для меня неожиданно, что мне пришлось столкнуться с воинственным невежеством в собственной библиотеке. Всё-таки Акелла промахнулся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочется вас приободрить... Не знаю только, смогу ли умно сформулировать мысль :). Я хочу вот что сказать: Марина Вячеславовна, пусть в Вашей библиотеке и было нечто, что Вам не поддалось. Зато Вы СТОЛЬКО сделали для внешних коллег! Этого ведь не вычеркнешь, как ни крути :).
      Да и для своей библиотеки, я более чем уверена, Вы сделали немало.

      А что касается традиционной "борьбы бобра с ослом", в смысле, - неприятие перемен, это да, это я, безусловно, тоже понимаю. Просто хотела подчеркнуть, что к этому бесспорному теперь добавилось и ещё одно: вот эта бронированная вертикаль. Я уже всю голову сломала, - как же объединить в Москве хотя бы тех, кто в этом заинтересован! Как сделать так, чтобы информация не проходила мимо них.

      Удалить
    2. Мария, очень интересный и проблемный диалог у Вас получился. Я в удивлении, если не сказать больше - в шоке от отношения московских библиотекарей к переменам и ИКТ. Я всегда думала, что ТАМ работают самые лучшие, знающие, ведь они ближе к центру, к информации, ко всему новому, там есть возможность "живьем" послушать библ. корифеев (о чем нам только можно мечтать!)Очень верный термин "разбиблиотечивание", до нас пока, слава Богу, не докатился. Что бы можно было бы предпринять, чтобы изменить ситуацию, ну если так пофантазировать?

      1) Во всех библиотеках провести проф. аттестацию всех работников, не формальную, а настоящую, с проверкой не только основ библ. дела, знаний и умений по должностной инструкции, но и на знание и применение ИКТ в работе, использование инноваций, участие в конкурсах и т.п. Тот, кто хорошо сдает - получает большую зарплату. Может быть и надо ввести портфолио библиотекаря, где будут аккумулированы все его проф. достижения.
      2) Наставничество. У нас совсем забыли об этом, а ведь раньше, когда только устраивался на работу, обязательно помогал, курировал кто-то из старейших, опытных работников. Передавался не только опыт, но и традиции библиотеки, её особенная атмосфера и культура. Наставничество также способствовало хорошему творческому микроклимату в коллективе.
      3) В больших библиотеках обязательно должен быть профессиональный психолог. Сейчас, когда столько агрессии разлито в воздухе, знаю, что во многих библиотеках есть скрытые, "тлеющие" или явные, открытые конфликты и конфликтные ситуации. В такой атмосфере трудно творчески работать. Да и "синдром профессионального выгорания" в библ. среде действительно
      существует, так что психолог в библиотеке просто необходим.
      4) Финансовое стимулирование, поощрение активных сотрудников, соответствующих сегодняшнему дню и работающих на перспективу. Система оплаты труда должна быть справедливой, каждому - в зависимости от его вклада в работу библиотеки. Когда была у нас "тарифная сетка" и разряды по оплате труда, разница в зарплате сотрудников была небольшая. С введением новой системы оплаты труда, всё распределение зависит от воли и желания руководителя, который не везде объективно распределяет зарплату. Очень большая разница в зарплатах да еще несправедливое распределение служит почвой для конфликтов, напряжения в коллективах.
      5) Создание в библиотеках, на рабочих местах доброжелательной, дружелюбной атмосферы взаимопомощи и взаимовыручки, поддержки творческой инициативности, просто человеческой доброты не только к читателям, но и друг к другу. Чтобы библиотека стала для сотрудников "вторым домом", ведь мы на работе проводим почти одну треть своей жизни.

      Что-то должно меняться в работе библиотек, это ощутимо чувствуется, висит в воздухе, мы должны перестраиваться, стараться найти свою нишу, свое место в меняющемся обществе. Иначе ... мы просто исчезнем, станем не нужны обществу.
      Вот такие мысли, Мария, у меня возникли после прочтения и обдумывания Ваших диалогов. Очень переживаем за библиотечное дело в нашей стране. Спасибо, что открыто подняли такую острую тему.

      Удалить
    3. Представляются ошибочными некоторые позиции авторов интересного диалога: 1. Библиотека "должна стать родным домом для библиотекаря", но ведь она существует с точностью до наоборот - для читателя-посетителя и должна быть полезнй именно ему. Все остальное - дело других профессионалов. 2. Негативный опыт организации вокруг себя библиотекарей или их обучения - вряд ли повод для обобщений. Библиотекари, которых мало обучают новому, как и учителя, которых обучают уже с начала 2000-ых, прежде всего люди достаточно консервативные, кто-то больще обучаем, кто-то меньше. Для того, чтобы менялись специалисты в библиотеках и их сознание, надо сделать невозможным ситуацию работы в библиотеке вне Интернет-технологий. Не будем обучаться и внедрять новое - наши библиотеки просто закроют за ненадобностью именно посетителей-читателей, которые просто исчезнут из поля зрения библиотек, как это делается сейчас во многих странах мира

      Удалить
    4. А про инансовое стимулирование - могу лишь повторить то, что уже произнесла на секции- есть зарплата, пусть низкая, но зарплата за работу, в том числе, и за новую и по-новому

      Удалить
    5. Вот ситуация с преподавателями http://miem.hse.ru/news/78899784.html, которые также не очень-то стремятся использовать новшества:

      В.Филиппов: - У нас давно действует правило: преподаватель обязан до 1 сентября разработать определенные новые электронные курсы, лабораторные и вывесить их в Сеть, в открытый доступ. Сделал? Хорошо. Нет? Занятия отменяются. Обновление сайта легко проверяется по компьютеру, кто, когда и какие изменения вносил. Делается это ежеквартально и по каждой кафедре, по каждому преподавателю. Если не работает преподаватель с порталом, то и не переизбирается в должности.

      А.Тихонов: - Так в целой группе ведущих вузов, в том числе в Вышке. Там даже есть надбавка к зарплате за поддержание своего сайта. Не поддерживаешь - надбавку снимают...

      Удалить
    6. Елена Николаевна, согласна с Вами полностью, что компьютерная грамотность и владение технологиями веб 2.0 должны стать одной из основных составляющих профессионализма современного библиотекаря. Но позвольте не согласиться с Вами по поводу "библиотеки как второго дома", вернее внести некоторые разъяснения, потому что уровень библиотек, их возможности разные. Взять, например, областную библиотеку с огромным штатом работников и разными отделами и маленькую, где всего два-три работника. Да, для большого коллектива трудно, наверно, создать атмосферу в библиотеки как "второго дома" (это , может быть, можно сделать в отделе, подразделении библиотеки). Спросите: "А зачем нам нужно делать библиотеку "вторым домом", т.е. чтобы на работу каждый день хотелось идти с удовольствием, искренне радуясь встрече с коллегами, читателями,чтобы чувствовал себя здесь защищенным, не ожидая нападок и подвохов, проявлений моббинга и т.п. Хочется, чтобы на работе царила атмосфера дружелюбия, доброты, порядочности, творчества, взаимоподдержки. Если такая атмосфера будет среди библиотекарей - читатели обязательно её почувствуют!!! А во-вторых, производительность труда в таком коллективе будет намного выше. Но...Даже если мы будем доброжелательно и профессионально относиться к читателям, а библиотекари будут находиться между собой в напряженных и конфликтных отношениях, поверьте, читатели это сразу почувствуют и им будет очень неуютно в такой библиотеке.

      В больших библиотеках более официальные отношения и между сотрудниками, и читателями. Здесь библиотека выступает как Государственное официальное учреждение. А возьмем небольшую библиотеку в маленьком городке или селе. Здесь почти все друг друга знают, здесь совсем другие отношения, более теплые, более дружеские. И библиотекарю зачастую приходится выступать не только в своей профессиональной роли, но и слушателем, советчиком, и даже в какой-то степени социальным психологом: успокаивать, когда у тебя читатели плачут от горя, обиды, несчастья, подкормить вечно голодных студентов оставшимся от обеда печеньем, конфетами; искренне порадоваться радости или удаче читателя и при этом умудрится в каждом случае найти соответствующую литературу. В небольших библиотеках сотрудники библиотек выступают в какой-то степени социальным громоотводом, принимая на себя все жалобы по поводу ЖКХ, бюрократизма чиновников и обид родственников. Люди приходят выговориться, это, в основном, пожилые читатели, обиженные жизнью, не принимающие современную жизнь. Им очень трудно сейчас. Библиотека - одно из немногих мест, где их могут выслушать, посоветовать, дать прочитать книги для успокоения души.
      К сожалению, со временем все эти отношения будут меняться: и в связи с "разбиблиотечиванием", и более прагматичным подходом к работе, и сменой поколений в библиотеках. Лучше или хуже это для читателей - покажет время.
      Простите, Елена Николаевна, может быть, не совсем по теме, просто , наверно, наболело...

      Удалить
    7. Людмила, конечно, сплоченный творческий, доброжелательный друг к другу и к посетителям коллектив (даже из 3 человек) - это важно. Но. согласитесь, что это имеет отнощение к любой работе. А зависит это во многом, когда люди доверяют друг другу, когда у них нет времени на пустые разговоры и их деятельность осмысленна и имеет обратную связь

      Удалить
  5. Уважаемые коллеги Ваш блог соответствует напрямую с этой блогонаградой " Парусник мечты". Взять хотя эту публикацию! Интересно и мечтательно и поучительно! ПРимите от нас эстафету. Подробности в блоге БиблиоДушечки http://vorotbibl.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  6. Людмила Лоневская:

    И Вам большое спасибо за неравнодушное участие в этой сложной теме! :)
    К сожалению, в Москве всё далеко не так прекрасно, как, возможно, принято считать за её пределами. Будет неправильным сказать, что здесь ВСЁ плохо, но специфические изменения, происходящие с городом за последние годы, наверное, внесли свою лепту. Москва - это много городов в одном городе. Тут размывается личность, это, фактически, большой базар, куда каждый идёт со своими привычками. Единого критерия поведения давно уже нет. Если говорить о школьных библиотекарях (я работала в школе 10 лет назад - с тех пор, наверное, ситуация поменялась, но не везде и не полностью), то они, как и многие "непрестижники" уезжены, как та самая Сивка. Я не говорю это им в оправдание, но это - скорее их беда, чем вина. И ещё один момент, запомнившейся мне из школьной жизни десятилетней давности: в школьную библиотеку порой шли работать буквально кто попало. Т.е. никакого представления о библиотеке, как таковой там не было, и никто в школе об этом не заботился. Вот отсюда, мне думается, часть теперешних проблем.

    Наставничество - чудесная форма работы! Было бы здорово, если бы это было возможно. Но я стараюсь быть реалистом.

    А что касается климата в библиотеке и расширение роли библиотекаря - так в Москве, хоть это и огромный город, то же самое. Районная библиотека, думаю, вполне соизмерима с небольшой поселковой. И там тоже многие друг друга знают!
    Что говорить - даже у нас, ЦГДБ, когда я работала в обслуживании, ежедневно общалась с читателями, с родителями, бабушками-дедушками детей на те же самые темы - как давит школа, как тяжело успевать готовиться к урокам и т.п. Поиск литературы для подготовки реферата был целым совместным творческим процессом! :)
    Мне кажется, это социальное своеобразие библиотекаря кроется в самой профессии изначально.

    ОтветитьУдалить
  7. Елена Николаевна:

    ***Для того, чтобы менялись специалисты в библиотеках и их сознание, надо сделать невозможным ситуацию работы в библиотеке вне Интернет-технологий.

    Замечательно Вы сказали! Но как же этого добиться при отсутствии, например, заинтересованности руководства библиотеки? На техническое обеспечение просто не выделяется средств, и получается ровно наоборот: невозможно работать в библиотеке с Интернет-технологиями. Допустим, библиотекарь-энтузиаст уходит в подполье и весь рабочий день просто выдаёт книги, проводит мероприятия, а, возвращаясь домой, ещё на 4-5 часов уходит в Интернет. Я долгое время жила подобным образом, да и сейчас от этого не полностью отказалась, поэтому для меня это не фантазия. Но никакой энтузиаст долго так не протянет. Может быть, такая ситуация легче переносится в провинции, но в таком городе, как Москва, объективно далеко не каждый, увы, может себе такое позволить.

    Я говорю это не в противоречие Вам (если вдруг Вам так покажется), наоборот, мне бы очень хотелось найти пути к людям, возможности, позволяющие в сумасшедшем мегаполисе рядовым библиотекарям не отстать от развития профессии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще раз могу повторить на это - "вода камень точит", много примеров перед глазами того, как обучившиеся люди подтягивали к библиотеке не только компьютеры, интернет, но и внимание руководства и педколлектива. А трудностей, как мне кажется, у всех много

      Удалить
    2. "...много примеров перед глазами того, как обучившиеся люди подтягивали к библиотеке не только компьютеры, интернет, но и внимание руководства и педколлектива".

      Это одна сторона медали. Будем реалистами?
      Есть и другие примеры. Об одном написала М.В.Ивашина: заинтересованный руководитель - недостаточно заинтересованные сотрудники.
      У нас с точностью до наоборот. Проблема в том, что при НЕзаинтересованном руководителе и подыгрывающих ему методистах дистанционно обучившиеся ИТ люди сталкиваются с очень своеобразными, искусственно создаваемыми трудностями:-) Непонимание и неприятие - "выскочки", игнорирование годами или признание на годовом отчете от заведующей МО ЦГБ при одобрительном кивке даректора после разговора о библиотечном блоге: "Да, это всё интересно, но это нам не нужно!"
      Читателям и сотрудникам библиотеки виртуальные педставительства в соц.сетях и в блогосферер - нужны и интересны. Позиция администрации библиотеки: для ЦГБ нужен сайт, в филиалах - реальная работа с реальными читателями В СТЕНАХ БИБЛИОТЕКИ. Выездные мероприятия, работа в виртуальной среде - сразу НЕТ.
      Вода камень точит? А кого считать водой и камнем? Реальную силу руководителя, человека, находящегося у власти, его убеждения, стереотипы и установки, а так же звание заслуженного работника культуры, вес и авторитет, сложно недооценивать.

      Удалить
  8. Елена Николаевна, я вовсе не хочу с Вами спорить. И в целом, ещё раз подчеркну, совершенно с Вами согласна.

    Но, если позволите, один вопрос: Елена Николаевна, а у вас есть московские примеры подобного ("вода камень точит")? Или в большей мере обучаются региональные библиотекари? Спрашиваю для того, чтобы иметь информацию из первых рук и лучше представлять себе картину :-).

    ОтветитьУдалить
  9. Очень интересная дискуссия получается, я несколько раз перечитала ветки комментариев, столько сразу мыслей возникло по этому поводу, поэтому, что называется, "не могу молчать". Хотя, возможно, какие-то мои соображения и покажутся сумбурными, но все же...

    Чтобы обрисовать ситуацию: я работаю в провинциальной городской библиотеке-филиале, поэтому кое-какие проблемы из обозначенных - это прямо зарисовка "с натуры".

    Убеждена, что "надо возделывать свой сад", развиваться, совершенствоваться в профессии, постоянно чему-то учиться, иначе просто рутина засосет. В свое время я отчасти из-за этого ушла из школы: поняла, что мне просто неинтересно изо дня в день делать одно и тоже. В повести Льюса Кэрролла "Алиса в стране чудес" есть такая интересная мысль: "Нужно бежать, чтобы остаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее". Правда! Но... Нужен человек, который подсказал бы, в каком направлении двигаться, научил бы, "дал школу". В конце концов, нужна информация, чтобы перестать "вариться в своем котле" и выйти наружу. Нужно ездить, общаться с коллегами из других городов, что-то узнавать новое... Так, мы в свое время думали, что в Мурманске краеведение и биб. дело развито ого-го! А оказалось - ничего подобного.

    Нужно минимальное встречное движение со стороны администрации и вышестоящих чиновников. Я даже не говорю про содействие - просто "не вставлять палки в колеса". Наша библиотечная деятельность уже добрых лет 10 идет не "благодаря", а "вопреки". И блог, и группа в Контакте, и сайт - у нас все "неофициальное". В отчетах не упоминается, то есть наших виртуальных площадок де-юре как бы и не существует. Мы несколько раз просили разрешить нам хотя бы посещения блога учитывать (это ведь не противоречит стандартам биб. статистики), но "воз и ныне там". Даже наша победа в конкурсе библиотечных блогов ситуацию не изменила - ее просто не заметили. Иногда просто руки опускаются...

    Информация не доходит до низа вертикали и оседает на уровне администрации Центральной библиотеки - это тоже правда. Уже несколько раз наша областная библиотека на совещаниях и семинарах призывает городские библиотеки выходить в Интернет, создавать свои виртуальные представительства. До нас эта информация просто не дошла, узнали случайно.

    Если честно, надоело жить в атмосфере показухи и "потемкинских деревень". В отчетах все красиво и волшебно, а на самом деле - мероприятия для галочки и искусственное раздувание цифр статистики. Тяжело воевать с системой. Иногда силы могут просто кончиться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ** Тяжело воевать с системой. Иногда силы могут просто кончиться...
      Да, да, да!!! Спасибо, Марина. И что с этим делать - неизвестно. У нас, в Москве, есть всё-таки особенность: мы - ближе всех к самому высокому начальству. Я думаю, что мысль эту я могу не продолжать, и так понятно. Поэтому про "воевать с системой" - тоже в самое яблочко. И сил иногда просто уже не остаётся... Особенно, когда ощущаешь собственную ненужность от ближних, от коллег, которые не находят времени что-то общеразвивающее посмотреть, а если и находят, то не получается потом никакого анализа, обмена впечатлениями.
      Для меня это стало одной из причин упадка интереса к блогу - я не заметила, как процесс зашёл так далеко, что из реала эта усталость перешла в виртуал. Когда хватилось - было уже поздновато боржом пить.

      И спасибо, что напомнила фразу Л. Кэрролла! Возьму её девизом к своему семинару :-))

      Удалить
    2. Коллеги, пессимизм - не есть лучший вариант поиска выхода из любой ситуации или объяснения утраты интереса к тому или иному своему состоянию. Вот известный блоггер Марина Ивашина написала, что не хотят учиться ее сотрудники, а в последнем нашем обучении в ВикиСибириаде - куча народу из Екатеринбурга обучаются! Все же, думаю, что если не поддерживают коллеги - искать надо союзников в Сети, в сообществах. Оптимизма прибавится! А "выходами" "наверх" активно занимаются некоторые "вип-библиотекари", да толко толку чуть, да и надо ли ждать чего-то такого "доброго и светлого" сверху?!

      Удалить